110+ тонн любви к человечеству: как роботы помогают с безопасностью и как мы делаем их безопасными для человека

Меня зовут Алексей Глазачев. Я руковожу направлением функциональной безопасности роботизированных систем в компании «Цифра Роботикс» (Входит в ГК «Цифра»). Моя задача — сделать так, чтобы наши роботы в 110 тонн и более не устроили восстание машин и не уничтожили человечество. А если серьёзно, то я слежу за тем, чтобы роботы были безопасными для работы друг с другом и с людьми. О том, что делается для этого, а также как наши роботы помогают с безопасностью на производстве, я и расскажу в этом посте.

О каких роботах идет речь?

В настоящее время у «Цифры» есть два беспилотных роботизированных комплекса: карьерные самосвалы на базе «БелАЗов» (с грузоподъемностью 90 и 130 тонн) и буровые станки. Причем это не красивые картинки-рендеры в программах 3D-моделирования, не единичные образцы, собранные для показа высоким чинам, а техника, которая, хоть и не умеет пока менять форму как в «Трансформерах», но уже работает.

belaz1.png

С марта по декабрь 2020 года наши автономные самосвалы (как на картинке) совершили более 10 тыс. рейсов, проехали более 33,6 тыс. км и перевезли более 1 млн тонн вскрышной породы на одном из угольных разрезов в Хакасии. Это были не поездки с дистанционным управлением через оператора, а полноценные роботизированные перевозки. Постепенно вся техника переводится из режима опытной эксплуатации в режим опытно-промышленной и промышленной эксплуатации. На 2021 год у нас запланировано внедрение автономного бурового станка в Перу и еще нескольких самосвалов на угольных разрезах в России и на гранитном карьере в Белоруссии.

Почему добыча полезных ископаемых — занятие для роботов?

Места добычи полезных ископаемых — не курорт: условия работы там бывают опасными, а порой и вовсе требуют сложных систем для поддержки жизнедеятельности (почти как при пилотируемой космонавтике). Поясню на шести примерах:

  1. При добыче полезных ископаемых в горах, в частности, в Перу и Чили, у операторов техники и обслуживающего персонала наблюдается так называемая горная болезнь – недостаток кислорода в крови. Это снижает концентрацию и скорость реакции человека, и требуется оснащать машины специальным оборудованием.
  2. В жарком климате пустынь центральной Австралии и Северной Африки есть все шансы получить тепловой удар со всеми вытекающими последствиями.
  3. Обратная ситуация, связанная с обморожениями, возможна на обширных пространствах Севера, например при работе на Кольском полуострове в Хибинах.
  4. Добыча в условиях выбросов токсичных газов (метан, окись углерода, сернистый газ, сероводород, оксиды азота, тяжелые углеводороды, радон, аммиак) делает работу людей на добывающих участках невозможной без защитного снаряжения.
  5. Отдельная история — добыча урановых руд.
  6. В некоторых регионах земного шара существует реальная опасность вооруженного захвата месторождений вместе с техникой и квалифицированными специалистами для шантажа, требований выкупа и т.д.

Также во многих статьях про беспилотники говорят о том, что массовый их выпуск сохранит миллионы жизней: в отличие от человека, который по своей природе является источником неопределённости, робот на дорогах не отвлекается на звонки, соцсети и переписку в мессенджерах, он не садится за руль после трех бокалов пива или сильных успокоительных, не лихачит, чтобы произвести впечатление или просто пощекотать нервы. На производстве робот-самосвал не будет превышать скорость движения в карьере, чтобы догнать и выполнить дневной план по отгрузке, который под угрозой срыва из-за простоев другой техники, несвоевременного технического обслуживания и т.д. Скорость реакции и концентрация внимания системы управления робота не снижается из-за недосыпания, переутомления, головной боли, жары. Конечно, у роботов нет интуиции, которая помогает водителю-человеку действовать в условиях слепых зон. Но роботы проектируются так, чтобы этих слепых зон у них не было.

Стремление к безлюдному карьеру, в котором работают только роботы, — это не хайп, а объективная необходимость, чтобы защитить самого человека и значительно сэкономить. И если человека в карьере нет, то задачу можно считать выполненной.

Что касается экономии – поясню на примере. При разработке нового месторождения миллионы кубометров пустой породы извлекаются только для того, чтобы избежать оползня, обрушения породы и завала людей. Если в таком карьере будут вкалывать только роботы, он все равно будет проектироваться и создаваться с учетом защиты от обвалов, но это будет совсем другой уровень приемлемого риска: допустимы другие углы наклона бортов, углы откосов уступов и отвалов. Нужно будет вывести намного меньше пустой породы, при этом со значительно меньшей стоимостью, чем страховой случай попавшего под завал робота. Это дополнительный источник экономии, но он будет срабатывать только при масштабных внедрениях, планируемых еще на этапе проектирования всего рабочего участка.

Как мы не допускаем восстания машин

Однако до полностью безлюдного карьера еще нужно дожить.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр