Гидрогель с антимикробными пептидами победил инфекцию

Шведские химики создали гидрогель с антибактериальным эффектом, внедрив в него антимикробные пептиды. В работе, опубликованной в журнале ACS Biomaterials Science & Engineering, ученые на крысах продемонстрировали эффективность гидрогеля против некоторых штаммов бактерий, включая золотистый стафилококк. Также антимикробный гидрогель ускорил свертывание крови.

Устойчивость бактерий к антибиотикам усложняет лечение раневых инфекций. Раны, колонизированные мультирезистентными бактериями, могут привести к сепсису и летальному исходу. На сегодняшний день пациентам с инфекцией в ране часто назначают антибиотики.

Однако эффективное лечение требует идентификации микробов и тщательного выбора антибиотиков, а микробиологический анализ зачастую требует времени. Более того, бактерии в ране могут образовывать биопленку и существовать в ней, повышая свою устойчивость к лечению антибиотиками и иммунному ответу.

Существуют повязки с соединениями серебра, которые обладают бактерицидными свойствами. Однако ионы серебра токсичны для всех микроорганизмов, а не только для целевых бактерий, которые к тому же могут развивать устойчивость.

На сегодняшний день есть хорошая альтернатива ионам серебра — это антимикробные пептиды, которые взаимодействуют с бактериальной мембраной и разрушают клетки бактерий. Такой механизм воздействия менее подвержен развитию резистентности к нему у бактерий. Также пептиды не проявляют токсичности для клеток хозяина при местном применении и адекватной дозировке. Но несмотря на все достоинства антимикробных пептидов, в свободном состоянии они нестабильны в биологических жидкостях.

Ученые во главе с Сабой Атефьектом (Saba Atefyekta) из Технического университета Чалмерса в Швеции решили проблему низкой стабильности антимикробных пептидов путем их иммобилизации на гидрогеле, состоящем из воды и сшитого коммерческого триблок-сополимера Плюроник F127.