Как машины учатся эмоциональному поведению

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Автор: Кристина Лавренюк. Нередко при взаимодействии с техникой люди проявляют эмоции: мы можем злиться на сломавшийся банкомат или умиляться пронырливости робота-пылесоса. Да, мы общаемся с роботами, но не стоит оценивать это общение как одностороннее: в логику аватаров, которые компании используют для взаимодействия с пользователем, часто бывает встроен навык понимания эмоций, и даже их проявления. Обычно это нужно, чтобы сделать общение приятным для клиента. Как же это всё работает?

Часто сюжеты фильмов и книг о роботах вращаются вокруг темы эмоций. «Добрые» роботы учатся у людей любви и самопожертвованию, а «злые» оказываются повержены из-за неспособности любить, жертвовать собой, предугадывать «иррациональные» поступки людей. Так, робот Вертер из фильма «Гостья из будущего» мучается из-за любви к Полине, а Электроник из одноименных «Приключений» в разные моменты фильма плачет, улыбается и смеётся, и в итоге именно это делает его человеком.

Смогут ли машины в самом деле испытывать эмоции? Ответить на этот вопрос будет трудно, покуда нам непонятна физиологическая составляющая эмоций. Если смотреть на эмоции широко, даже в поведении примитивных организмов наблюдаются явления, которые можно интерпретировать как эмоции. Например, у некоторых моллюсков в результате обучения формируются условные рефлексы, которые заставляют их избегать определённых стимулов. А что это, как не страх? Но оставим философствования философам, а современным учёным и разработчикам — практические исследования. По данным последних, с уверенностью можно сказать, что машины можно научить распознавать эмоции и их симулировать.

Давайте разберёмся с тем, как смотрит на эмоции современная наука, и как эволюционировали научные воззрения на эмоциональную сферу человека.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Корни этой концепции можно найти в трудах Чарльза Дарвина, который считал, что умение управлять эмоциями появилось в результате эволюции. Следующая попытка научного рассмотрения эмоций приходится на начало 1920-х годов: тогда появились первые работы, в которых способность людей выстраивать социальные взаимодействия рассматривалась как особый вид интеллекта. Тогда же американский психолог и педагог Эдвард Торндайк (Edward Lee Thorndike), который, кстати, изобрёл «кривую обучения», ввёл понятие «социальный интеллект», который определил как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с ними».

Если задуматься, «социальный интеллект» имеет много общего с эмоциональным интеллектом, потому что существование последнего возможно только в обществе. Несмотря на то, что «социальный интеллект» — это многомерное явление, исследователи постарались создать линейную шкалу, чтобы сравнивать людей по его «уровню» (да, люди часто стараются квантифицировать встречающиеся им явления, но в социальной сфере это особенно сложно). В 1926 году был создан один из первых тестов для измерения социального интеллекта — «Тест университета Джорджа Вашингтона на социальный интеллект». В последующее десятилетие предпринимались и другие попытки создания подобных тестов.

Термин «эмоциональный интеллект» (emotional intellect) впервые появился в работе Майкла Белдока (Michael Beldoch), написанной в 1964 году. Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е годы. В 1983 году Говард Гарднер (Howard Earl Gardner) описал популярную модель интеллекта, где разделил навыки на внутриличностные и межличностные. С тех пор концепция интеллекта, связанного с социальными взаимодействиями, глубоко укоренилась в научном сообществе.

В 1985 году Уэйн Пэйн (Wayne Leon Payne) защитил свою диссертацию, на основе которой написал статью, посвящённую развитию эмоционального интеллекта. В 1988 году психолог Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввёл понятие «эмоционального коэффициента» (EQ, emotional quotient), по аналогии с популярным показателем IQ. Современное представление об эмоциональном интеллекте окончательно оформилось в статье «Эмоциональный интеллект» американских социальных психологов Питера Саловея (Peter Salovey) и Джона Майера (John D. Mayer), увидевшей свет в 1990 году.

Эмоциональные вычисления

Теперь давайте перейдём к «эмоциональным вычислениям».

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр