Как сделать так, чтобы в России появлялись частные прорывные разработки в области авиации и космоса

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Автор: Гуськов Сергей Александрович. На протяжении многих лет я пристально слежу за тем, как развиваются различные проекты в области авиации в мире. Это мне интересно, и с предпринимательской и с производственной точки зрения.

Думаю многие сталкивались с тем, что для того, чтобы превратить в реальность свою мечту по открытию бизнеса, где нет никаких технологических рисков – будь это ресторан или производство бутилированной воды – все равно требуется пройти ни один «круг ада». Главный вопрос крутится, как правило вокруг привлечения финансирования – будь это банковский кредит или соинвестор.

При этом, один из ключевых вопросов, который задаст и банк и соинвестор – это обеспечение. Что именно предприниматель готов предоставить в залог? И, хотя в последнее время постепенно появляются инструменты, которые могут помочь малому бизнесу вырасти – все же это не то, что позволяет делать по-настоящему новое и прорывное, ведь вряд ли получится объяснить в банке, что тебе вчерашнему студенту пришла мысль, которая может радикально изменить мир, как в свое время телефон или аэроплан.

А ведь это именно то, что произошло с компанией Lilium, которая развивает совершенно новый класс воздушного транспорта – малые электрические летательные аппараты вертикального взлета. А началось все с обычной студенческой мечты основателя компании Дэниела Виганда, который посмотрев материал об американском конвертоплане Белл В-22 Оспрей, решил построить такой же аппарат, но для гражданского использования и на новой технологической базе.

aviaciya1.png

В рамках проекта Lilium создаются летательные аппараты , которые вместо традиционных двигателей используют 36 электрических микротурбин, что делает их существенно тише и экологичнее, что позволит их применять в качестве эффективного и комфортного пригородного транспорта для широкого круга потребителей, а не только для суровых спецназовцев.

aviaciya2.png

Основное предполагаемое использование такого транспорта – это быстрая доставка пассажиров от аэропорта до центра города. Например, от центра Москвы до Домодедово можно было бы добраться всего за 10 минут примерно за 10 тыс. руб.

Однако в этой статье речь не о технологиях и не о конкретном проекте, а об инвестиционной инфраструктуре развитого мира, которая позволяет реализовывать самые смелые и неординарные идеи.

Только задумайтесь: стартап созданный вчерашними студентами смог привлечь 375 млн. долл. инвестиций и уже сейчас не имея ни одной проданной единицы имеет капитализацию более 1 млрд. долл. Делается это стандартными для развитых рынков методами: несколько раундов инвестиций под каждый из этапов развития проекта от концепции до предсерийных образцов, затем выход на фондовый рынок, в данном случае Nasdaq.

aviaciya3.png

Наличие таких инвестиционных инструментов позволяет реализовывать проекты, которые по своим масштабам сравнимы с самыми невероятными советскими разработками, как например, компания BOOM, которая перезапускает идею сверхзвуковой гражданской авиации на современной технологической базе или тот же SpaceX, который также за частные деньги реализовал идею о многоразовом использовании ракет-носителей, предложенную еще в 70-х годах в СССР.

А что же у нас? Достаточно посмотреть список экспонатов МАКС-2021, чтобы понять, что почти все представленное здесь – это глубокая модернизация воздушных судов 1970-х, 80-х годов, то есть того периода, когда авиация и космос были государственным приоритетом и в данном секторе существовал целый ряд КБ (фирм, как они сами себя называли), которые конкурируя между собой давали прорывные результаты. То есть, та советская система была очень похожа на современную западную с одним отличием – вместо различных групп инвесторов существовало только государство в лице первых лиц, а в остальном сходство максимальное.

Результаты работы той советской системы налицо – до сих пор существенную роль в экспорте «Вертолетов России» играет Ми-8 (его покупают даже американцы), который был введен в эксплуатацию еще в 1965 году, а основой бизнеса «Роскосмоса» является транспортный корабль «Союз», совершивший своей первый полет в 1967 году.

aviaciya4.png

Уверен, что наши авиационные и космические гиганты сейчас работают над чем-то совершенно новым, что позволит достойно представлять Россию на авиакосмическом рынке, но при этом думаю, что было бы крайне полезно создать площадку, которая смогла бы стать платформой для отработки и коммерциализации прорывных идей частных разработчиков по примеру знаменитого клуба планеристов Коктебеля, выходцами из которого стали практически все ведущие авиационные и космические конструкторы, от Ильюшина до Королева.

В условиях все усиливающегося санкционного давления на российскую экономику, ждать появления на нашем рынке широкого круга западных инвесторов, которые делают возможным реализацию таких проектов, как Lilium, точно не стоит, а создание профильной площадки, которая объединит энтузиастов и практиков авиации вполне может стать и более эффективным решением. Наличие такой организации позволит формировать набор перспективных проектов для последующего внедрения уже в рамках крупных государственных авиационных и космических предприятий.

Подробнее концепцию авиационного «Сколково» изложу в следующих статьях. Буду рад сотрудничеству и обсуждению с настоящими энтузиастами неба, которыми так богата Россия.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (4 votes)
Источник(и):

Хабр