Космический туризм поставлен на поток. Не рано ли радоваться?

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Автор: Александр Баулин. В 2021 году как будто из вселенского шампанского выбило пробку и праздничным фонтаном забили проекты в сфере космического туризма. В июле впервые полетели корабли Ричарда Брэнсона и Джеффа Безоса, осенью состоится первый туристический полёт на корабле SpaceX Crew Dragon – миссия Inspiration 4, а в декабре ожидаем возвращение туристов на МКС — японца Юсаки Маэдзавы и его помощника по бизнесу Йозо Хирано.

Прорвало, и через 10–20 лет мы будем покупать билеты в космос как на самолёт? Светлое будущее, у нас проблема.

Условности космоса

Пока меня не порвали на кусочки, давайте сразу договоримся, где начинается космос и что считаем космическим туризмом. Автор твёрдо стоит на позициях, что линия Кармана проходит на высоте 100 км. Но прекрасно понимаю что:

а) разница ощущений неподготовленного человека при взлёте на высоту 80 км и 100 км незначительна;

б) в первом полёте USS Unity компании Virgin Galactic взлетел всего на 86 км и не достиг линии Кармана. Однако полёты его предшественника SpaceShipOne показали, что и 100 км для этой конструкции достижимы, если это будет принципиально.

Поэтому космос будем считать начинающимся со 100 км, но для простоты и пассажиров предприятия Ричарда Брэнсона отнесём к космическим туристам.

Немного истории

Удивительно, но космический туризм начали не коммерческие компании, а Роскосмос, точнее, его советская организация-предшественник, и NASA. Первый заход был компромиссным, полёт на орбитальную станцию «Мир» был оформлен не как туризм, а как командировка. В 1990 японский медиаменеджер Тоехиро Акияма прошёл подготовку как космонавт-исследователь, а за полёт заплатила его телерадиокомпания TBS. Похожая система была и на «шаттлах», на которых имели возможность полететь учёные, за которых платили отправившие их институты.

В 2001 году Денис Тито стал первым полноценным коммерческим туристом, при этом он открыл эру полётов непрофессионалов на МКС, которая стала для них пристанищем на следующие 8 лет. После долгого перерыва, вызванного нехваткой пилотируемых кораблей — на МКС отправлялись только «Союзы», мы пришли к 2021 году. Сейчас снова возвращаются космические туристы на МКС и прибавились варианты: можно слетать в суборбитальный полет, выйти в открытый космос на МКС, покрутиться на орбите в Crew Dragon и даже облететь Луну к 2023 году. Поможет ли это сделать космический туризм массовым?

Классика» космического туризма

Полёты на МКС можно считать классикой космического туризма. Теперь вернутся полёты на МКС — на «Союзах», с их схемой вроде всё понятно. Одно место занимает профессиональный космонавт, он же командир экипажа, который доставляет двух туристов на борт МКС. Благодаря отработке быстрой схемы Роскосмосом перелёт может занимать несколько часов. Правда пока она не всегда применяется на максимуме — Маэдзава и Харино будут лететь шесть часов. Ещё десяток дней туристы проведут на МКС. Тут кстати придётся модуль «Наука», который с проблемами, но пристыковали к орбитальной станции, ведь в нём есть дополнительная каюта, огромный иллюминатор, дополнительные регенератор воздуха и туалет. Почти номер в гостинице — я бы попросился жить именно в нём.

Точная стоимость полета на «Союзах» неизвестна, по неофициальным данным, она составит около 40 млн долларов. Это вдвое дешевле, чем NASA платило за доставку своих астронавтов, но в целом экономика здесь понятна.

После создания пилотируемых кораблей Crew Dragon Илон Маск не только избавил NASA от зависимости — агентство было вынуждено использовать российские корабли. Теперь и российские корабли высвободились для туристов, и SpaceX предлагает аналогичную услугу. Точнее, саму услугу предлагают компании, которые на этом специализируются — Space Adventure (работает с обеими космическими компаниями) и Axiom. У SpaceX пока не отработана быстрая схема, поэтому полёт длится 2 дня, а на станции турист проводит 8 дней. Новинка SpaceX, что в полёт отправятся четверо туристов, никого из действующих профессионалов. Но командир корабля Майкл Эладио Лопес-Алегриа только в 2012 году покинул отряд астронавтов. Он четырежды был на орбите и даже 10 раз выходил в открытый космос! Скидок не будет — все четверо заплатят по $55 млн, полёт планируется в январе 2022 года.

Кроме полета на МКС, SpaceX уже 15 сентября планирует отправить четырёх человек в орбитальный полёт на CrewDragon — Inspiration 4. О стоимости полета напрямую не говорится, потому что средства будут пожертвованы в фонд Детской исследовательской больницы Святого Иуды, в которой много лет назад вылечили Хейли Арсено от онкологии кости. Теперь она один из членов экипажа и живой пример, как средства спасают жизни людей. В целом орбитальные полёты могут стать альтернативой путешествиям на МКС, только непонятно, какие преимущества они дадут туристам: места меньше, а сэкономить сильно не получится, так как основные затраты — это запуск ракеты на орбиту, даже если это многоразовый Falcon 9.

Для орбитальных полётов экономика вполне может сходиться — МКС, ракеты и корабли разработаны, туристические полёты не требуют их модификации, нужно отбить только создание новых ракеты, корабля и припасов для них. Только вот цена в десятки миллионов долларов за полёт резко ограничивает потенциальную аудиторию. Поэтому аналитики считают, что сектор орбитальных полётов будет расти медленно, а погоду в космическом туризме обеспечат суборбитальные проекты.

Возможным выходом для этого сектора станут проекты, которые заинтересуют компании идеей платить за туристов, как это было в случае с TBS. В мире корпоративной рекламы десятки миллионов долларов серьёзная, но не заоблачная сумма, вполне сравнимая с разовой рекламной кампанией. Правда останется ещё одно ограничение к полётам на МКС надо готовиться несколько месяцев, далеко не все состоятельные люди это могут себе позволить. Даже Илон Маск обещал полететь первый раз не на корабле своей компании, а на ракетоплане Virgin Galactic (понятно, что в корабле Безоса ноги его не будет, даже если тот отправится прямиком на Марс).

Новые проекты — где прибыль?

Рассматривая принципиально новые проекты, давайте пока оставим за рамками выход в открытый космос и вокруг Луны. Выход в открытый космос предлагает космическим туристам «Главкосмос» (полёт с Роскосмосом), но эта опция ещё ни разу не использовалась. Облёт Луны туристами хоть и запланирован компанией SpaceX и уже назначен на 2023 году, но тоже первый опыт такого рода — неизвестно будет ли готов лунный Starship к нужному сроку.

Остаются суборбитальные полеты. С одной стороны, они снимают ограничение на время подготовки — в космос смогли отправиться 81-летняя Уолли Фанк и 70-летний Ричард Брэнсон. И если про Брэнсона ходит неофициальная информация (слухи), что он готовился к полёту на одном из SpaceShipTwo, то к полёту New Shepard у самого молодого участника точно не было времени на подготовку — он экстренно заменил победителя аукциона. В целом, суборбитальные полёты проходят в весьма щадящих условиях с недолговременными перегрузками в 3—5 g. Они не требуют столь долговременной подготовки.

turizm1.png

Стоимость суборбитальных полётов на два порядка доступнее стартов на МКС, неудивительно, что на них уже стоят очереди из желающих. СМИ сообщали, что бронь на полёт в Virgin Galactic оставило уже 600 человек. А компания Blue Origin на момент полета Безоса продала билетов на 100 млн долларов. Скорее всего, компании брали с покупателей небольшой залог, а отчитывались за полную сумму, но и в этом случае возникает вопрос, а как скоро они смогут реализовать спрос и когда получится выйти на прибыль.

Стоимость билетов на New Shepard СМИ оценивают в 200 000—300 000 долларов. А себестоимость запуска — в 10 млн долларов. Трудно сказать, насколько точны оценки, но, например, пуск схожей по размерам ракеты Electron обходится заказчику в 6—10 млн долларов. Нельзя проводить прямые параллели, но получилось ли у создателей New Shepard сделать ракету со стоимостью старта менее 1,5 млн долларов? Пока ответ совершенно неочевиден.

Примерно такая же ситуация и с SpaceShipTwo. Себестоимость запуска с самолёта-носителя теоретически должна быть ниже, но хватит ли её, чтобы окупиться билетами. Кстати, после первого полета компания Брэнсона объявила о новой продаже билетов и теперь их стоимость 450 000 долларов против 250 000 для первых покупателей. К тому же компании придётся разбираться ещё с двумя вопросами. Сможет ли она достичь тех самых 100 км, если Безос убедит желающих, что именно там проходит граница космоса? Удастся ли Брэнсону проигнорировать выпад Blue Origin насчёт неэкологичности его топлива? Безос-то летает на жидком водороде и гораздо увереннее чувствует себя в вопросах «устойчивого развития». Покупатели вполне могут обратить внимание на этот момент и уйти к Безосу. Как это уже сделала Уолли Фанк, первоначально купившая билет на SpaceShipTwo.

turizm2.png

Ещё на один вопрос придётся ответить обеим компаниям. А как часто они готовы запускать туристов? Даже по шесть человек за полет, раз в неделю, очередь из тысяч покупателей будет идти годами. Позволит ли это окупиться, не передумают ли клиенты?

Нестандартные ответы

Хотя я с удовольствием побывал бы в суборбитальном полёте, однако пока они выглядят уделом избранных. Эксперты в ближайшие годы оценивает этот сегмент в 2—4 млрд долларов, при том, что весь рынок космической индустрии – в 400 млрд. Получается, что это не самый широкий сегмент, в котором уже есть конкуренция (а значит будут снижаться цены и падать маржа), да ещё требующий больших изначальных вложений.

Полагаю, что арифметика сойдётся, если это будут не чистые полёты в космос, а коммерческие проекты. Реклама, как я поминал выше. Кино, как хотят снять в проекте «Вызов», документалка на Netflix об Inspiration 4 и фильм с Томом Крузом в 2022 году.

turizm3.png

Но самое реальное, если разработанные системы послужат в более крупных проектах, которые смогут купить военные или NASA. Так запуск малых спутников с самолёта-носителя как у Virgin Galactic почти невозможно отследить. Двигатель NewShepard используется на второй ступени ракеты тяжёлого класса New Glenn. Если Blu Origin удачно достроит последнюю, то заказы на неё могут окупить затраты на туристический проект.

Получается, что космический туризм у нас — двойного назначения.

P/s Благодарю за помощь в подготовке статьи Сергея Мальцева

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр