О нейропротезах

Артур Кларк как-то сказал, что развитая наука неотличима от магии. Отчасти нам повезло жить в то время, когда в этом утверждении можно убедиться наглядно. И если большинство технологий предлагают нам модифицировать внешние атрибуты (смартфоны, планшеты, умные гаджеты мы носим на теле),то нейропротезы куда глубже проникают в наш мозг, принимая на себя часть задач. В таком случае и возникает вопрос: «где заканчивается личность и начинается человек»?

Современное нейропротезирование

Тренд нейропротезов не раз поднимался разными институтами, приоритетно военными. Вести боевые действия, при этом не рискуя боевыми единицами — дорогого стоит. Также игровая индустрия подтолкнула нейроинтерфесы, хоть и не инвазивные. Однако. Рынок медицины предлагает куда более глубокое вмешательство в работу мозга, с новыми возможностями для каждого «пациента».

На что способны нейропротезы

Нейропротезы призваны восстановить связи между мозгом и мышцами человека. Или же предложить человеку достойную альтернативу. Рассмотрим пример известных киборгов современности: Найджел Экланд и Хью Герр. В первом случае речь идет о человеке, который потерял конечность из-за несчастного случая на производстве. Теперь, вместо руки он пользуется кибер-протезом, который практически ничем не отличается от родной конечности. Кроме как невозможности передавать тактильные ощущения. Также есть и проблема обратной связи.

Проблема обратной связи это то, что Вы, дорогой друг, чувствуете в –20, когда в толстых перчатках пытаетесь найти мелочь в кармане. Вы чувствуете свою руку, Вы знаете, что она беспрекословно выполняет Ваши команды. Но Вы понятия не имеете, нащупали ли Вы заветную монету или нет. Точно так же кибернетический протез без обратной связи буквально не способен передать тактильное ощущение. Вернее сказать – не был способен.

Хью Герр – альпинист, который в 16 лет потерял обе ноги из-за обморожения. Травма стала поводом для того, чтобы не просто создать себе лучшие ноги, но и подарить такую возможность другим людям. Как случайной жертве теракта на Бостонском Марафоне, так и военным, которые теперь могут переносить грузы в 40–60 кг с такой же легкостью, как и без нагрузки.

Вот только особенность протезов Хью Герра в том, что они напрямую коннектятся к оставшейся нервной ткани человека. При ампутации, в бедре остаются нервные окончания, которые никоим образом не задействуются. Подключив к ним электроды становится возможно не просто передавать импульс от мозга к протезу, но и передавать тактильное ощущение от конечности к мозгу.

Разумеется, для грамотной работы необходимы и процессоры, которые обрабатывают и интерпретируют сигналы как от мозга к протезу, так и в обратном порядке. Но достаточно ли теперь только этого? Отнюдь, ведь можно пойти куда глубже.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр