Почему свернули проект ядерного самолета, и чем закончилась попытка добыть нефть с помощью ядерных взрывов
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Автор: Валентин Панченко. Ядерная энергия, безусловно, совершила технологическую революцию. Но почему мирный атом не используют повсеместно? Но по какой причине свернули проект ядерного самолёта и атомобиля, и чем закончилась попытка добывать нефть с помощью ядерных взрывов?
Ледоколы
В 1959 году суперзвездой мировых новостей стал Ленин — первый в мире атомный ледокол вышел на испытания в море. Судно с ядерной силовой установкой на борту и сейчас выглядит впечатляюще, а в 1959 люди были потрясены: вертолётная площадка, кинозал, музыкальный салон, — настоящий плавучий город. Атомный ледокол сконструировали для обслуживания Северного морского пути и экспедиционного плавания в Арктике. В сутки он расходовал примерно сорок пять грамм радиоактивного топлива.
Раньше ледоколы были дизель-электрические или даже паровые, например «Красин», стоящий на вечной стоянке в Санкт-Петербурге. Стране нужен был более мощный корабль. И не просто более мощный, но и способный ходить несколько месяцев без дозаправки топливом, поскольку заправляться на Северном морском пути, по сути, было негде.
Советский атомный ледокол «Ленин»
Военные эксперты опасались, что в открытом море на ядерном реакторе произойдет авария. Но за тридцать лет службы никаких форс-мажорных ситуаций не случилось. Самый сложный ремонт ледокол «Ленин» перенес в 1967 году. Это была целая операция по замене атомной установки, для проведения которой пришлось взрывать днище. Саму же идею — строить суда на ядерном топливе — признали крайне удачной. Так в СССР появился единственный в мире атомный ледокольный флот.
Затем в советское время стали интенсивно строиться серии ледоколов. И эта флотилия ледоколов работала до Карских ворот и дальше. Атомный ледокол «50 лет Победы» был уже построен при Новейшей России.
«50 лет Победы» — не просто самый большой ледокол в мире, он ещё и круизный лайнер. Коммерческие туры помогли уцелеть атомному флоту в 90-е годы прошлого века. Сейчас этот ледокол прокладывает путь для других судов и катает туристов. Стоимость билета на Северный полюс начинается от двух миллионов рублей. Цена зависит от класса каюты.
Российский атомный ледокол «50 лет Победы»
Атомные автомобили
В середине прошлого века мир охватила ядерная эйфория. Казалось, человечество нашло неограниченный источник энергии. Пытались создать даже автомобили на атомной тяге. Nucleon — первый и самый известный проект такого типа.
По расчетам инженеров, машина с фантастическим дизайном могла проехать восемь тысяч километров. Конструкторы автоконцерна продумали всё — от бампера до последнего винтика. Но партнеры — компания по производству реакторов для подводных лодок — не смогли создать автомобильный вариант атомного двигателя. Амбициозный проект остался в виде макета.
Nucleon — первый проект атомобиля
Саму идею — поставить ядерный реактор на колеса — специалисты оценивают скептически. Они считают, что это крайне опасно, потому что в случае поломки реактора придется эвакуировать всё население в радиусе тридцати-сорока километров.
«Век без дозаправки!», — с таким громким лозунгом несколько лет назад американская компания представила проект автомобиля на ториевом реакторе. Причём по конструкции он напоминает старый Nucleon: кабина тоже убрана подальше от атомного двигателя. Хотя торий не такой опасный и радиоактивный, как плутоний или уран (для создания ядерной бомбы он не годится), тем не менее без защиты для пассажиров и водителя в таком автомобиле не обойтись.
Проект Кадиллака на ториевом двигателе
Советский атомолёт
После Второй мировой войны супердержавы по разные стороны океана разрабатывали проект ядерного самолёта. Идея создать бомбардировщик с практически неограниченным радиусом полета была очень заманчивой. В СССР испытательную лабораторию сделали на базе ТУ-95.
Советский атомолет Ту-95 ЛАЛ
В США экспериментальный реактор установили на модифицированную версию стратегического бомбардировщика B-36. Атомная установка и система защиты экипажа составляли блок массой шестнадцать тонн, то есть полезной нагрузки было очень мало. Для какого-либо запаса бомб места практически не было.
Атомный стратегический бомбардировщик В-36
Испытания показали, что самолёт оставляет за собой радиоактивный след. Проект свернули, а опытный образец разобрали со всеми мерами предосторожности. В Советском Союзе от идеи создать атомолет тоже отказались. Сегодня военные самолеты могут пролететь больше десяти тысяч километров с помощью дозаправки в воздухе.
Бредовая идея канадских ученых
В Канаде в 50-х годах всерьёз обсуждали возможность добывать нефть с помощью ядерных взрывов. Запасы «черного золота» там огромные, но почти все они заключены в нефтеносных песках, поэтому традиционные способы добычи неэффективны. По расчетам специалистов, энергия ядерного взрыва должна была освободить нефть, после чего её легко можно было бы выкачивать.
В Канаде собирались добывать нефть с помощью ядерных взрывов
Для испытания подобрали место в провинции Альберта. Но такие новости вызвали панику среди местных жителей. Серия подземных ядерных взрывов в СССР и США показала, что подобные опыты опасны для окружающей среды. Так что одобренный правительством проект резко свернули.
Заключение
Давняя мечта фантастов и ученых — создать эффективный термоядерный реактор. Топливо для него (дейтерий или водород) можно добывать из морской воды. Ядра этих элементов при слиянии выделяют огромное количество тепла. Сама реакция абсолютно безопасна, но пока создать установку, которая производит больше энергии, чем потребляет, не удалось.
Экспериментальные реакторы строят в США, Великобритании, Китае и во Франции. Вполне возможно, что в XXI веке вместо ядерной гонки начнется термоядерная.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев