Потеснить море. Как и зачем строят искусственные острова
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
В сюжете «Батавия» из книги «История Европы» Норман Дэвис рассказывает о жутком виде исправительных работ, применявшихся в Голландии в XVII веке. Осужденного помещали в запечатанную камеру, где был только насос и кран с текущей водой. Несчастному приходилось постоянно эту воду откачивать, иначе он рисковал захлебнуться. Подобная экзекуция применялась для перевоспитания тунеядцев и в миниатюре представляла именно тот культурно-географический контекст, в котором развивались Нидерланды. Так воспитывался «батавский характер».
Сегодня донельзя сложно читать о том, что государство Кирибати то ли тонет, то ли просто имитирует, чтобы под благовидным предлогом купить земли у Фиджи. Тем не менее, при ощутимом подъеме уровня моря – в XXI веке уровень моря может повыситься на 1 метр – мы продолжаем проявлять батавский характер и активно развиваем технологии возведения искусственных островов.
Возвращаясь к Голландии, оговоримся, что искусственные острова не являются принципиально новым изобретением или новой технологией и возводились на протяжении веков. Рассмотрим несколько примеров таких островов и их назначение.
Эйсселог, Нидерланды
Остров Эйсселог находится в центре озера Кетемер в западной части страны, провинция Флеволанд. Сам Флеволанд также фактически является искусственным островом, постепенно осушенным после того, как в 1282 году озеро Флево слилось с морем, образовав залив Зейдерзее. Далее территория Флеволанда поэтапно осушалась с конца XIX века, но была затоплена в апреле 1945 года отступавшими немецкими войсками и окончательно восстановлена примерно в конце 1950-х. Остров Эйсселог возведен в 1997 году. Имеет практически круглую форму, окружен дамбой и служит хранилищем шлама, а также токсичных промышленных отходов, сливавшихся по Рейну в 1950–1990-е годы. Диаметр острова 1 км, высота дамбы вокруг него – 10 м. Таким образом удалось свести к минимуму контакт местных жителей с этими отходами и загрязнение окружающей среды.
Искусственные фешенебельные острова в Персидском Заливе
Жемчужина Катара – искусственный остров, заложенный в 2004 году шейхом Абдуллой Бен Халифа Аль Тани, представляет собой один большой предмет роскоши. Остров рассчитан более чем на 40 000 жителей, на нем возведены и еще будут выстроены десятки небоскребов. Набережные заняты прогулочными зонами и магазинами мировых брендов. На острове даже планируется возвести копию венецианского моста Риальто. Этот остров, как и более известный архипелаг «Мир» близ Дубая – средство для привлечения туристов, а не клочок суши, отвоеванный у моря. Тем не менее, искусственные острова Персидского залива рассчитаны на века; так, дубайский архипелаг должен простоять порядка 800 лет.
Кансай
Кансай – это остров-аэропорт, выстроенный в японском заливе у города Осака. Осака является одним из самых густонаселенных и крупных городов Японии – 2 865 000 человек живут на площади 223 квадратных километра. Кроме того, рядом с городом Осака расположен одноименный старый аэропорт, работающий с 1939 года. Поэтому две очереди международного аэропорта было решено возвести на искусственных островах. Первая очередь (остров площадью 820 гектаров) была открыта в 1994 году, а вторая (остров площадью 580 гектаров) – в 2003 году. Уже в 1995 году Кансай оказался в зоне поражения землетрясения в Кобе. Кобе находится на северном берегу Осакского залива, а Осака – на восточном; расстояние от Кобе до Кансая – около 29 км. При этом сила землетрясения в Кобе составила 7,3 балла по шкале Рихтера, погибло почти 6500 человек, но аэропорт Кансай не пострадал. По состоянию на 2006 год проседание первого острова почти прекратилось (до 6 см в год), поэтому в настоящее время в районе Кансай появились и дома для сотрудников аэропорта, и зеленые зоны; также планируется возведение третьей очереди аэропорта.
Область применения искусственных островов не ограничивается тремя этими примерами – примеры были приведены в качестве иллюстрации того, что искусственные острова являются важной культурной составляющей современной цивилизации и возводятся в разных регионах в качестве вспомогательных территорий, позволяющих разгрузить материк или город. Тем не менее, именно в наше время искусственные острова оказываются на стыке двух глобальных тенденций, во многом противоречащих друг другу. Это
- Перенаселение мегаполисов, вынуждающее расширять территории городов за счет моря;
- Глобальное потепление, в результате которого искусственные острова оказываются под угрозой затопления.
Также искусственные острова играют важнейшую роль в энергетике, основанной как на ископаемом топливе, так и на альтернативных «зеленых» источниках. Обо всем этом мы поговорим далее, но сначала давайте рассмотрим технологию возведения искусственных островов.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев