Право на ремонт уже рядом: корпорации понемногу сдают позиции… Но это неточно

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Блог компании Selectel. Летом 2021 года мы публиковали статью «Право на ремонт еще где-то там: корпорации активно противодействуют принятию закона». В статье рассказывалось о том, что корпорации противодействуют наступлению «золотой эры ремонта», когда владельцы устройств и частные мастерские получают полное право делать с купленными или предоставленными на ремонт гаджетами, автомобилями и бытовой техникой все, что считают нужным.

Это счастливое время стремятся приблизить энтузиасты мира ремонта — например, глава iFixit Кайл Винс и многие его коллеги. Они составляют довольно мощное лобби, которое за последние несколько лет многого добилось. Ну а сейчас, похоже, одержана очередная победа — ведь Apple уступила в этой битве, разрешив клиентам свободный ремонт своей техники. О нюансах текущего процесса трансформации (если, конечно, это можно так назвать) — под катом.

Запасные части, логистика и повсеместные запреты

Сначала стоит вспомнить, почему крупные корпорации не могут просто взять и разрешить всем и вся ремонтировать что угодно и как угодно, прикрываясь словами о «необходимости профессионального ремонта, а то как бы чего не вышло». Дело в том, что индустрия сервисного обслуживания и ремонта, то есть официальный сервис корпораций, фактически золотое дно для производителей устройств. Сколько приносит эта отрасль корпорациям — неизвестно, но судя по всему, немало.

remont1.png

Так, обычная замена треснувшего стекла iPhone в фирменном центре стоит $329, аккумулятора — около $69. Цены высокие и для большинства других сервисных и ремонтных услуг компании. В 2016 году журналистам удалось даже добыть документальные доказательства того, что Apple платит чиновникам, которые противостоят «праву на ремонт». Аналогичными вещами занимаются и многие другие компании, просто Apple – самый яркий пример.

Корпорация Google, которую еще совсем недавно называли «корпорацией добра», не разрешает производить мелкий ремонт своих устройств сторонним мастерским. Вернее, ремонт производить можно, но вот использовать при этом официальные запасные части от Google не представляется возможным — их компания не поставляет всем желающим (естественно, за деньги). А сторонние совместимые запчасти использовать по закону нельзя — в США за это может «прилететь» огромный штраф.

Владелец одного из свободных ремонтных сервисов Джастин Миллман Миллман столкнулся с типовой проблемой для одной из моделей хромбуков — они не подключаются к интернету из-за дефектного модуля Wi-Fi. Эти хромбуки раздают студентам и ученикам многих десятков учебных заведений поблизости от мастерской Миллмана. Он насчитал минимум 25 организаций, которые подавали запросы на ремонт хромбуков с этим дефектом. Модули, о которых идет речь, не являются редкостью, их можно без проблем заменить. Но вот Google требует установки конкретной версии модуля Wi-Fi, а не совместимой модели. Поэтому мастерская закупает в интернете работающие платы вместе с модулями.

remont2.png

Аналогичным образом действуют и другие компании, причем далеко не только производители электроники. Так, вендор сельскохозяйственной техники, компания John Deere, недавно пыталась заставить платить фермера, у которого сломался простенький сенсор. Фермер не может сам ничего сделать — требуется сервисное обслуживание. Как оказалось, оно стоит немало: за замену сенсора компания запросила сразу $5000. А без замены фермер не мог нормально работать — трактор отключался без видимой причины, причем случайным образом. При этом местный механик знал, что делать, и за ремонт взял бы в разы меньше.

Ситуация понемногу меняется

Сторонники права на ремонт добились того, что Федеральная торговая комиссия приняла решение активно бороться с незаконными ограничениями на ремонт сложных устройств. Летом 2021 года был опубликован детальный и реалистичный план, согласно которому комиссия планирует выделять ресурсы на реализацию существующих законов.

«Федеральная торговая комиссия единогласно проголосовала за усиление правоохранительных мер против ограничений на ремонт, которые не позволяют малым предприятиям, рабочим, потребителям и даже государственным учреждениям ремонтировать свои собственные продукты. Подобные ограничения могут значительно увеличить расходы для потребителей, сдерживать инновации, закрывать возможности для бизнеса для независимых ремонтных мастерских, создавать ненужные электронные отходы, задерживать своевременный ремонт и подрывать отказоустойчивость», — заявила председатель Федеральной торговой комиссии Лина Хан (Lina Khan).

В ЕС тоже дело сдвинулось с мертвой точки. Так, с этого года производители бытовой техники и электроники, товаров, поставляющихся в ЕС, обязаны поставлять и запчасти для своих устройств в течение 10 лет. Еще более важным достижением является требование законодательства проектировать бытовую технику таким образом, чтобы ее можно было чинить без особых проблем общедоступными инструментами.

Ну а сейчас и Apple пошла навстречу потребителям, запустив программу Self Service Repair. Объявлено, что у пользователей теперь «есть возможность»https://habr.com/ru/news/t/589843/ закупать оригинальные компоненты для самостоятельного ремонта смартфонов и ноутбуков компании. Плюс корпорация обязалась предоставлять необходимые для ремонта инструменты. Программа начнет работать в США в начале 2022 года, а затем она будет запущена и в некоторых других странах мира.

Теперь все, война закончилась?

remont3.png

Не все так просто. Во многих случаях корпорации используют хитрые методы для того, чтобы избежать поставок официальных запчастей мастерским — даже тогда, когда обязаны это делать. Например, они выстраивают длинные и сложные логистические цепочки, звенья которой можно считать независимыми друг от друга. Глава iFixit раскрыл схему, которую использовала Varta. Это производитель аккумуляторов, который поставляет на рынок не только батарейки и аккумуляторы, но и производит элементы для партнеров. Так, Varta производит АКБ для беспроводных наушников Galaxy от Samsung.

Когда мастерская обращается к Varta с просьбой продать партию аккумуляторов для замены в сломавшихся наушниках, то в ответ говорится, что контракт с Samsung не позволяет передать аккумуляторы третьей стороне. При этом с точки зрения законодательства все чисто. Аpple, для того, чтобы сделать критически важные элементы своего оборудования уникальными, еще и модифицирует общедоступные компоненты — например, контроллеры питания для MacBook Pro. По словам главы iFixit, подобные схемы используются все чаще.

Во многих случаях после завершения срока поддержки определенных устройств компании отправляют на переработку все неиспользованные запчасти. В дальнейшем ремонтникам остается лишь возможность поиска таких элементов в онлайне — в частности, покупать поломанные гаджеты с необходимыми компонентами.

К слову, вполне возможно, что Apple запустила свою программу «свободного ремонта» просто потому, что боялась утратить контроль в отношении починки своего оборудования. Теперь же, пойдя на некоторые уступки, она сможет продавать оригинальные запчасти по высоким ценам, плюс проводить ремонт и силами своих сервисных центров — а ведь там ценовую политику можно и смягчить. Все это, конечно, просто предположения, но вряд ли корпорации просто так отступятся от сервисного обслуживания своих устройств и прочих товаров. Ну и кроме Apple наступлению «права на ремонт» сопротивляется большое количество других компаний — о них известно меньше просто потому, что эти организации не у всех на слуху, как Apple или Google.

Но все же, если лобби «права на ремонт» одержало настоящую победу — то остается лишь всех нас с этим поздравить. Осталось подождать немного, и ситуация прояснится.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Хабр