Право на ремонт все еще где-то там: корпорации активно противодействуют принятию закона

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В прошлом году в нашем блоге мы опубликовали статью «Купил — значит, твое: вендоров бытовой техники в ЕС обязали поставлять запчасти для ремонта и помогать сервисам». В ней рассказывалось о том, что ЕС принудил производителей с 2021 года начать поставки запчастей для своих устройств в течение 10 лет. Эти правила актуальны для крупной бытовой техники: стиральных машин, посудомоек, холодильников и осветительных приборов. Кроме того, производителей обязали еще и проектировать бытовую технику таким образом, чтобы ее можно было чинить без специализированных инструментов от вендора.

Насколько можно судить, новое законодательство начало работать. Но только в отношении крупной бытовой техники. В сфере электроники, смартфонов, ноутбуков право на ремонт все еще действительно где-то там. Корпорации активнейшим образом противодействуют попыткам потребителей и мастеров добиться права ремонтировать свои устройства. В США дело обстоит непросто: здесь от законопроекта по праву на ремонт отказывается один штат за другим.

В чем вообще проблема?

Производители электроники, включая Google (уже никто не называет компанию «корпорацией добра»), Apple и других производителей, стараются контролировать индустрию сервисного обслуживания и ремонта. Компании понимают, что это золотая жила для них — мало того, что они продают устройства, так еще и продолжают получать деньги после продажи.

Так, обычная замена треснувшего стекла iPhone в фирменном центре стоит $329, аккумулятора — около $69. Цены высокие и для большинства других сервисных и ремонтных услуг компании. В 2016 году журналистам удалось даже добыть документальные доказательства того, что Apple платит чиновникам, которые противостоят «праву на ремонт». Аналогичными вещами занимаются и многие другие компании, просто Apple – самый яркий пример.

Есть и другие примеры, не менее яркие. Например, Apple в мире тракторов — компания John Deere. О ней уже не раз писали на Хабре, но воз и ныне там. Совсем недавно компания пыталась заставить платить фермера, у которого сломался простенький сенсор. Фермер не может сам ничего сделать — требуется сервисное обслуживание. Как оказалось, оно стоит немало: за замену сенсора компания запросила целых $5000. А без замены фермер не мог нормально работать — трактор отключался без видимой причины, причем случайным образом. При этом местный механик знал, что делать, и за ремонт взял бы в разы меньше.

remont1.png

Но, похоже, на John Deer управу нашли — по крайней мере, в Небраске. Здесь рассматривается новый законопроект, который обяжет компанию предоставлять инструменты и софт для ремонта независимым компаниям.

А вот с Apple, Google и прочими все гораздо хуже.

Никаких компромиссов. Компании не хотят отдавать право на ремонт

В штате Нью-Йорк есть мастерская по ремонту электроники, которой владеет Джастин Миллман. Сначала ремонт был его хобби, затем – работой. Каждый месяц он и его коллеги ремонтируют тысячи единиц планшетов, ноутбуков, хромбуков. С наступлением пандемии устройств стало больше, соответственно, и количество запросов по ремонту тоже увеличилось.

remont2.png

К сожалению, далеко не все устройства Миллман и его коллеги могут отремонтировать — и не потому, что задача слишком сложная или вообще нерешаемая. Проблема – в отсутствии запасных частей и схем от вендоров, без которых некоторые устройства действительно невозможно отремонтировать. Схемы — вообще головная боль ремонтных мастерских, поскольку крайне малое количество брендов готовы делиться документацией. Большинство предоставляет ее лишь собственным ремонтным сервисам.

В итоге случаются курьезные ситуации, которые не радуют владельцев. Например, Миллман столкнулся с типовой проблемой для одной из моделей хромбуков — они не подключаются к интернету из-за дефектного модуля Wi-Fi. Эти хромбуки раздают студентам и ученикам многих десятков учебных заведений поблизости от мастерской Миллмана. Он насчитал минимум 25 организаций, которые подавали запросы на ремонт хромбуков с этим дефектом.

remont3.png

Модули, о которых идет речь, не являются редкостью, их можно без проблем заменить. Но когда речь идет об официальном ремонте, то в США нужно выполнять требования вендоров, иначе можно получить крупные проблемы. Миллман говорит, что Google требует установки конкретной версии модуля Wi-Fi, а не совместимой модели. И вот здесь уже проблема: Миллман не входит в список авторизованных поставщиков услуг по ремонту гаджетов Google, то есть легально получить необходимые запчасти он не может.

remont4.png

Ему приходится каждое утро начинать с поиска в интернете работающих плат вместе с модулями. То есть, чтобы восстановить работоспособность хромбука, приходится менять всю плату вместе с модулем. Звучит абсурдно, но это то, с чем Миллману приходится иметь дело.

И компании не идут на компромисс — они просто хотят, чтобы право на ремонт никогда не стало реальностью.

Мощное лобби и куча денег

Защищают свои денежные интересы такие гиганты, как Microsoft, Google, Apple и другие компании, не говоря уже о более мелких. В течение многих лет они запрещали обычным пользователям и сторонним сервисным центрам заниматься ремонтом легально.

Понятно, что потребители борются за свои права, создавая собственные ассоциации. Они действительно работают, например, iFixit является одним из крупнейших сообществ сторонников права на ремонт. Потребители предлагают законодателям изменить законодательство. В США, в разных штатах, был разослан законопроект о праве на ремонт. 27 штатов рассмотрели документ. Более половины — отклонили его.

И это при том, что лишь в США производители используют 23,7 млн тонн ресурсов для производства устройств. Подсчитано, что если пользователи смогут работать со своими телефонами на год дольше рассчитанного компаниями срока, то уровень выброса загрязняющих веществ можно снизить до эквивалента массы выхлопных газов, которые выбрасывает 636 000 автомобилей в год.

Но компании защищают свои интересы. Так, TechNet, крупнейшая группа, лоббирующая интересы таких вендоров, как Google и Apple, пытается убедить законодателей в том, что предоставление схем, оборудования и ПО для ремонта сторонним мастерским представляет угрозу для информационной безопасности миллионов человек. Якобы данные обычных пользователей станут массово попадать в нежелательные руки.

И даже успехи, которых добиваются сторонники свободного ремонта, в итоге нивелируются влиянием компании. Так, Apple, которая вроде бы уступила, до сих пор запрещает проводить комплексные сервисные работы. Существующая программа запрещает любой ремонт, сложнее, чем замена основных компонентов (дисплей, аккумулятор, материнская плата). Кроме того, условия программы не позволяют магазинам хранить детали на складе, поэтому поставок запчастей приходится ждать неделями. Ну и вишенка на торте — оригинальные запчасти и инструменты Apple стоят немалых денег, что увеличивает стоимость ремонта для клиентов сторонних сервисных центров, а гарантийное обслуживание пока останется прерогативой компании и сертифицированных сервисных центров.

Все пропало?

Нет, все же сторонники права на ремонт стараются изо всех сил. Юристы, выступающие за возможность ремонтировать устройства, бытовую технику и транспортные средства своими руками, успешно действуют во многих странах. В ходе работы юристы используют показания таких владельцев бизнеса, как Миллман.

remont5.png

В начале мая под давлением сторонников права на ремонт Федеральная торговая комиссия США предоставила Конгрессу отчет, в котором говорится о том, что текущая система ремонта бытовой электроники вредит конкуренции и экономическому развитию в регионах с низким уровнем доходов населения. Комиссия, в частности, указала на усугубление последствий текущей политики права на ремонт — например, не хватает ноутбуков в школах.

Представители TechNet уже успели заявить, что доказательства в пользу права на ремонт весьма слабые и что они активно изучают выводы агентства.

Тем не менее, борьба между сторонниками и противниками права на ремонт все еще ведется. Кто в итоге победит — неясно, а само право на ремонт, по крайней мере, электроники, все еще где-то там.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (8 votes)
Источник(и):

Хабр