Роль сообществ в цифровой экономике: аналитический обзор

Всем привет! Первым делом представимся. Авторы этого текста — участники кружка экономики киберсообществ и нового IT-предпринимательства Кружкового движения НТИhttps://kruzhok.org/. В августе 2021 года мы проводили исследование о том, что такое цифровая экономика (ЦЭ), какие субъекты действуют в ее поле, какие позиции определяют ее развитие, и какую роль сообщества играют в современной экономике.

Цифровая инфраструктура выстраивается во многом благодаря сообществам. Нам было интересно, почему это происходит именно так? Почему именно сообщества формируют цифровую инфраструктуру, а не корпорации или какие-то локальные органы исполнительной власти? Мы считаем, что сообщества задают стандарты и разрабатывают решения, благодаря которым стал возможен текущий уровень научно-технического прогресса, в том числе, например, возможность того, что вы сейчас читаете этот текст. Мы изучили, какие инструменты предоставляет ЦЭ, почему хаотичные самоорганизующиеся иерархии (сообщества) обыгрывают строгие иерархии (корпорации), и где это происходит по-другому.

Содержание

  1. Цифровая экономика — контекст, в котором существуют сообщества
  2. Что изменилось с появлением цифровой экономики?
  3. Точки зрения на цифровую экономику
  4. Капиталисты
  5. Реформаторы
  6. Скептики
  7. Как цифровая экономика помогла сообществам; какие появились инструменты
  8. Сообщества
  9. Почему сообщества важны? Как у людей появляется возможность влиять на мир через объединения? Субъект-объект
  10. На основе чего люди объединяются в сообщества? Самоопределение/ценности
  11. На каких уровнях сообщества существуют, а на каких нет (Каналы связи)
  12. Отличие сообществ от стартапов и корпораций
  13. Собор – базар
  14. Что делает сообщества устойчивыми? Признаки устойчивого сообщества
  15. Инструменты сообществ
  16. Будущее сообществ

Цифровая экономика — контекст, в котором существуют сообщества

soobshchestva1.pngЧто изменилось с появлением цифровой экономики?

В различных теоретических источниках феномен цифровой экономики представлен по-разному.

Позиция 1: цифровая экономика — это новая отрасль традиционной экономики. С этой точки зрения «цифра» занимает около 17% мирового ВВП. Такая позиция противоречива в том плане, что цифровизация — это настолько широкий процесс, который затрагивает совершенно разные сферы производства и экономики. Даже в традиционной области сельского хозяйства цифровизация проходит в виде внедрения информационных платформ и позволяет интенсифицировать производство без вовлечения большого количества природных ресурсов.

Позиция 2: цифровая экономика — это новое правило для всех отраслей. Такая точка зрения тоже является слишком грубым утверждение: процесс производства турбин для электростанций или военная отрасль не сильно изменились под влиянием ЦЭ. Скорее это было влияние технологий, чем влияние ЦЭ.

Позиция 3 совмещает в себе позиции 1 и 2. Для многих отраслей цифровая экономика — уже правило: если не используешь диджитал-инструменты, ты вне игры. Но это актуально не для всех отраслей экономики, иначе покупатели бы использовали цифровые инструменты для взаимодействия с бизнесом чаще, чем в 58% случаев (данные июля 2020). Однако цифровые инструменты не только используются в реальном секторе, но и помогают создавать новые сферы деятельности, которые прежде были недоступны: например, рынок NFT (non-fungible token, 10.7$ Млрд) или индустрия видеоигр (159.3$ Млрд).

Выделим 5 основных характеристик цифровой экономики. Помимо цифровизации традиционной экономики и наследования её характеристик, инструменты ЦЭ привносят ряд изменений, которые позволяют создавать новые отрасли и бизнес-модели.

  • Глобальная связность и конкуренция. У многих людей есть доступ к глобальному рынку. Можно с легкостью пользоваться результатами деятельности людей из других стран, иметь конкурентов на глобальном рынке, не выезжая за пределы своей страны.
  • Новые цифровые продукты. ЦЭ позволяет создавать полностью цифровые продукты и создавать добавленную стоимость новыми способами: лицензии, software-as-a-service и так далее.
  • Индивидуализация и кастомизация. У каждого пользователя социальных сетей (Facebook, Twitter, VK) или видеохостингов (Youtube, Tiktok) главная страница персонализирована. Маркетплейсы предлагают максимально релевантные для конкретного пользователя товары. Когда вы купили товар, вы попадаете в один из сегментов пользователей, сделавших схожий выбор, и на основе обезличенных данных других людей вы получаете рекомендации для следующих покупок. Такой алгоритм позволяет тратить меньше времени на поиск подходящих товаров. Однако персонализация может привести к асимметрии доступа к информации и возникновению информационных пузырей: часть пользователей видят новость/пост, тогда как другая часть — нет.
  • Экономика внимания. Умные индивидуализированные ленты настроены на то, чтобы привлечь внимание пользователя и задержать его на платформе как можно дольше. Время, проведенное на платформе, монетизируется через рекламу, сбор данных и иные способы.
  • Экономика данных. Информация о том, чему пользователь уделил внимание, собирается сервисом или приложением. Собирается также информация об устройстве, местоположении, ближайших точках Wi-Fi, IP-адреса, история поиска и многое другое. Так как такая информация имеет высокую ценность, за нее готовы платить другие сервисы.

Трансакционные издержки

Важное свойство цифровой экономики заключается в том, что она уменьшает трансакционные издержки. Это означает, что интеграция цифровой экономики в те сферы, где происходит множество социальных трансакций, даст максимальный эффект. Это касается, например, маркетплейсов, секонд-хендов, социальных сетей.

Рассмотрим уменьшение трансакционных издержек на примере рынка недвижимости Российской Федерации.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр