Сингапур — техно-утопия или авторитарный контроль
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Блог компании М.Видео-Эльдорадо. «Сказочный город», «райский уголок Азии», «Центр Востока и Запада» – именно такими эпитетами награждают Сингапур. И действительно, для иностранцев этот город-государство покажется динамичным мегаполисом с яркими красками и без изъянов. Это один из крупных туристических и финансовых центров Азии, а также крупнейший порт юго-восточной части континента.
Сингапур часто изображают как амбициозную техно-утопию. В видеороликах Всемирного экономического форума и собственных СМИ, финансируемых государством, страна представлена в научно-фантастическом фоне, в котором беспилотные автобусы курсируют между пляжными клубами и техническими центрами.
Это место, где пилотные проекты обретают жизнь. Где трудноразрешимые проблемы сегодняшнего дня автоматически исчезают. Где вертикальные фермы и вода из очищенных сточных вод устраняют зависимость от продуктов соседних стран. Где роботы заботятся о стариках, а дроны обслуживают грузовые корабли. Где склады и строительные площадки укомплектованы машинами, что устраняет необходимость в рабочих-мигрантах. Здесь роботы-собаки следят за соблюдением социального дистанциирования, а летающие такси уже не за горами. Выглядит заманчиво, но какова цена всего этого? «Умная нация»
«Виртуальная реальность никогда не будет выглядеть настоящей, пока люди не научатся добавлять в неё немного грязи». Это цитата из статьи Уильяма Гибсона под названием «Диснейленд со смертной казнью», опубликованной в журнале «Wired» за сентябрь — октябрь 1993 года.
Утверждение относилось к безупречной чистоте в аэропорту Чанги, которым автор отмечает, что природная среда Сингапура слишком окультурена. Сингапур произвёл на Гибсона впечатление чистого, скучного и конформистского города. Автор отмечает, что в обществе прочно укоренились конформизм и боязнь нарушить нормы поведения, не развиты чувство юмора и способность к творчеству.
«Витрина мирового капитализма», Сингапур, действительно часто оказывается на высоких местах в различных рейтингах, связанных с экономикой, условиями ведения бизнеса и инвестициями. Но не в рейтингах свободы слова и развития демократии.
Например, в 2021 году страна заняла 4-место в рейтинге мировых финансовых центров от компании Z/Yen Group и 6-место в рейтинге цифрового качества жизни. При этом в рейтинге демократии, подготовленном Economist Intelligence Unit, Сингапур занял 74-е место из 167.
Сингапур имеет мировую репутацию одного из самых безопасных городов в мире, но национальная история демонстрирует глубокую незащищённость. После отделения от Малайи в 1965 году, «маленькая красная точка, свисающая с конца Малайского полуострова», позиционировала себя островом процветания, окруженный враждебными соседями, жаждущими её земли и денег.
Инвестиции в новые технологии, помогли ускорить экономическое развитие Сингапура. Уже в 1970-х годах это был один из самых загруженных портов мира, и правительство всячески старалось привлечь производителей технологий.
К 1980-м годам страна была крупнейшим производителем жёстких дисков в мире и вышла из рецессии в середине 80-х с новой философией: уникальное сочетание тэтчеристского капитализма и государственного контроля.
Первые коммерческие интернет-провайдеры были запущены в середине 1990-х годов, а в 1998 году правительство развернуло общенациональную широкополосную сеть. К 2013 году каждый дом имел доступ к высокоскоростному оптоволокну и мобильным данным 4G.
Facebook, Twitter, ByteDance и Netflix вместе со многими небольшими технологическими компаниями создали региональные штаб-квартиры в Сингапуре. Чтобы попытаться привлечь новые развивающиеся секторы, такие как финтех, кибербезопасность и медицинские технологии, правительство напрямую инвестирует в стартапы, давая компаниям возможности создавать новые технологии, от беспилотных автомобилей до электронных платежей.
По мере расширения возможностей подключения и распространения смартфонов правительство заговорило об использовании технологий как способе достижения социальных целей. В 2014 году премьер-министр Ли Сяньлун выступил с инициативой «Умная нация», пообещав применить передовые технологии практически во всех аспектах жизни в городе-государстве, от транспортных систем, оптимизированных для искусственного интеллекта и до оцифровки государственных услуг:
«Наше видение заключается в том, чтобы стать умной нацией: нацией, в которой люди живут осмысленной и полноценной жизнью, без проблем, благодаря технологиям, предлагающим захватывающие возможности для всех. Мы должны видеть это в нашей повседневной жизни, где сети датчиков и интеллектуальных устройств позволяют нам жить в безопасности и комфорте».
С тех пор амбиции его правительства выросли. В соответствии с инициативой «30 к 2030» вертикальное и интеллектуальное сельское хозяйство будет обеспечивать 30% потребностей страны в питании к концу десятилетия по сравнению с нынешними 10%. Более 100 000 «умных фонарных столбов» будут контролировать движение, условия окружающей среды и людей.
В быстро стареющем населении роботы помогут пожилым людям оставаться в форме, здоровыми и вертикальными. Общенациональная биометрическая база данных должна ускорить обработку информации на пограничных пунктах и повысит безопасность в банках и государственных службах.
Трудовые мигранты и пандемия
Создание централизованных цифровых платформ для данных о гражданах эффективно для правительства, но добавляет административные трения для граждан, не говоря уже о мигрантах. Наблюдатели, считают, что это создает системы, которые могут быть бесчеловечными.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев