Внутреннюю речь робота связали с повышенным доверием со стороны человека

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Итальянские ученые показали, что наличие у робота внутренней речи (в данном случае подразумевается диалог с самим собой вслух) связано с повышением доверия человека к нему. Это авторы выяснили, сравнив уровень доверия людей к такому роботу и степень приписываемых ему человеческих качеств, интеллекта и привлекательности до взаимодействия с роботом и после. Оказалось, что после эти показатели выше.

Препринт работы опубликован на сайте arxiv.org.

Сейчас роботы используются в различных сферах, например, таких, как службы доставки, медицина, бытовая техника и развлечения. При этом роботы куда в большей степени, чем другие автоматизированные механизмы, кажутся самостоятельными, способными принимать как будто обдуманные решения, опирающиеся на некоторые внутренние мотивы этих машин. Конечно, это не так, а подобное ощущение возникает из склонности людей наделять окружающий мир антропоморфными характеристиками, которыми изначально этот окружающий мир может и не обладать.

Тем не менее это ощущение, наверняка, сказывается на доверии человека к роботу, а при условии того, что внедрение искусственных систем экспоненциально выросло в разных контекстах и привело к росту взаимодействий с людьми, то успешность использования роботов может зависеть от доверия к ним со стороны человека. По этой причине ученые заинтересовались данной темой.

Результаты предшествующих исследований показали, что, кроме того, что значение имеют индивидуальные особенности конкретного человека и факторы окружающей среды, люди склонны больше доверять тем роботам, которые выглядят, например, особенности их лиц, и ведут себя как человек. Кроме того, доверие повышается, когда люди имеют четкое представление о том, почему, когда и как работает робот (объясняют свои действия), потому что прозрачность системы помогает людям сформировать точные представления о возможностях робота. И это стоит учитывать при их разработке.

Такого робота, который отвечает выше описанным эмпирическим данным, а точнее приложение для серийно выпускаемого робота Pepper, придумала команда исследователей под руководством Арианны Пипитоне (Arianna Pipitone) из Университета Палермо. Их робот обладает способностью аналогичной внутренней речи человека — разговора с самим собой, который помогает людям осознать себя, регулировать собственные действия, размышлять, принимать решения и взвешивать альтернативы, возможности и ограничения. Только человек, как правило, ведет этот диалог беззвучно или про себя, а робот думает вслух.

Как показали исследователи в своей предыдущей публикации, благодаря воспроизводимому роботом диалогу с самим собой человек может отслеживать процессы его роботы, лучше понимать робота и лучше сотрудничать с ним в ситуациях конфликта или неопределенности. А также еще в рамках предыдущей работы авторы предположили, что такая система, имитирующая психологическое функционирование человека, будет способствовать приписыванию пользователем человеческих качеств роботу, что в конечном итоге повысит доверие между человеком и роботом.

И теперь ученые проверили это предположение в исследовании, в рамках которого 27 добровольцев накрывали вместе с роботом виртуальный стол, в приложении на планшете. Причем стол необходимо было накрыть в соответствии с требованиями этикета, и предметы на столе должны располагаться как показано на рисунке ниже.

dover1.pngСхема расположения предметов на столе / Arianna Pipitone et al. / arxiv.org, 2021

Эксперимент включал в себя три сценария взаимодействия между роботом и человеком. Первый сценарий подразумевал простое выполнение роботом просьбы партнера. Во втором сценарии просьба партнера противоречила правилам этикета и ставила Pepper перед выбором: выполнить ее, несмотря на противоречие, или отказаться. В третьем сценарии просьба партнера содержала в себе заведомо невыполнимое требование, например, положить на стол предмет, который уже там находится.

До и после эксперимента участники заполнили шкалу, измеряющую доверие человека к роботам, анкету, которая оценивает восприятие и впечатления человека от робота, его антропоморфизм, внешнюю привлекательность, воспринимаемый интеллект, безопасность, и опросник, который определяет, насколько часто участники используют внутреннюю речь в повседневной жизни.

При сравнении результатов опросников до и после, оказалось, что средние баллы после тестирования по всем переменным исследования значительно выше, чем средние баллы до тестирования (p < 0,05), за исключением измерения воспринимаемой безопасности. Другими словами, после взаимодействия с роботом, оснащенным внутренней речью, у участников возросло доверие к нему и число приписываемых ему антропоморфных особенностей.

При этом авторы отмечают, что полученные ими результаты предварительны, и однозначно нельзя сказать связан ли наблюдаемый эффект с наличием внутренней речи или же просто с взаимодействием с роботом. Для ответа на этот вопрос, необходимо включить в исследование контрольную группу, участники которой накрывали бы стол в сотрудничестве с роботом, который не озвучивал бы свои мысли в процессе выполнения поставленной задачи. И изначально авторы задумывали наличие контрольной группы, но в виду ковидных ограничений не смогли пока ее набрать. Как только будет возможно, авторы собираются включить в исследование контрольную группу, кроме того, увеличить общее число участников, а мы будем следить за их успехами.

Помимо наличия внутренней речи у робота, которая потенциально может повышать к нему доверие людей, с этим нашим чувством связаны и другие особенности роботов. С некоторыми мы познакомили вас выше, но также оказалось, что в чрезвычайных ситуациях люди чрезмерно доверяют роботам, причем доверие сохраняется, даже если робот совершает ошибки и дает нелогичные указания.

Более того, интересно, что людям более привлекательными кажутся те роботы, которые совершают мелкие ошибки, нежели безупречные. Еще одним предпочитаемым для человека качеством является небольшая задержка в движениях робота, когда он подает или берет у человека предмет.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

N+1