Что общего у Китая и (вставьте вашу соцсеть). Еще немного о прикладной цензуре
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Автор: Tair. Недавно я написал на Хабре статью Что общего у Китая и Dall-e, в которой пробовал разобраться в том, можно ли оценивать цензуру без отрицательной нагрузки, которое несет это слово. О том, как китайское правительство результативно использует цензуру для управления огромной страной и как похожие ограничения постепенно начинают вплетаться и в западную цивилизацию.
Пришло много ответов о том, что Китай совсем не плюшевый. Что они плюются, громко разговаривают и, о боже, высылают нерабочие флэшки. Позвольте мне заверить вас, что целью статьи никогда не было рекламировать образ жизни нашего большого соседа. Лучше приезжайте сами и смотрите. Речь о другом.
В статье я привел криминальную статистику и общее ощущение жизни только для того, чтобы проиллюстрировать то, что китайский способ контроля умов вполне рабочий. Серьезную проверок на прочность он прошел совсем недавно, в эпоху пандемии. Число заразившихся ковидом в Китае, по прежнему находится в пределах 200 тысяч, а число погибших в районе 10 тысяч и те, в первые пару месяцев. Миллионы китайских родителей, сами отвели своих мелких непослушных карапузов для укола вакциной от болезни, которой и года не было. Но, еще раз, повторю, разговор не о Китае, а о цензуре как прикладном инструменте во всем мире.
Можно вспомнить, что живущим в России сегодня приходится задумываться не только над высказыванием своей точки зрения по разным вопросам, а просто над поставкой лайка под чьим-то непопулярным мнением или картинкой. В США спецслужбы в прошлом году прочесали и допросили всех, кто так или иначе поддерживал посты людей неожиданно посетивших Капитолий под Новый год (без предварительной записи), а многомиллионный Твиттер одним махом закрыл аккаунт с 6.6 миллионами подписчиков еще действовавшему на тот момент президенту страны.
Живой пример того, что и в Европе цензура не является чем-то запретным появился в ленте новостей совсем недавно: во время большого интервью немецкому каналу катарский футболист высказался в неправильном ключе и съемку пришлось приостановить. Другими словами, мы видим как модное понятие cancel culture, вошедшее в нашу жизнь как способа отмены людей, слов и смыслов уже рассматривается многими как вполне уместный инструмент, «помогающий» обществу развиваться в выбранном направлении.
Кадр из серии Black Mirror S4E2: Arkhangel
Можно провести параллель с тем, как некоторые родители выбирают обучение на дому для своих детей, аргументируя это тем, что так легче избежать опасностей, например, контакта с нежелательными друзьями, с привычкой курить и т.д. Они же хотят для ребенка самого лучшего, как в известной серии Black Mirror: Arkhangel, где мама просто хотела контролировать то, чему научится её ребенок. Так и государство, постепенно и неотступно формирует ваш взгляд на мир, аргументируя происходящее интересами вашего же блага.
От контроля над СМИ мы видим плавный переход к другим методам. Вот наш общий большой Google Papa придумывает новый инструмент Dall-e для рисования и решает, что искусство должно быть только о бабочках и пони. Вот из учебников истории убирают… а впрочем, не будем поднимать эту тему.
Современные хакеры найдут способ обойти ограничения и вместо Dall-e можно использовать и другие нейрокисти (Midjourney, Stable Diffusion), но трудно сказать, будут ли у них те же возможности и инструменты, через например 25 лет, 50… И не будет ли другая точка зрения признана угрожающей интересам общества и наказуемой для распостранения. К примеру, мессенджер Вичат прямо предупреждал в 2020 году, что распостранение слухов о вирусе с целью паники – уголовно наказуемо.
Если значительная часть человечества скоро попрощается с правами на информацию обо всем, что захочется (у нас они были сколько – 100–200 лет?), то это будет значить, что цензура принята как данность, в обмен на возможность жить в спокойной обстановке. По крайней мере, у человека будущего не будет возможности узнать обратное.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев