Хайп или место встреч будущего: к чему приведет создание метавселенных
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Метавселенные стали одним из трендов 2021 года. Microsoft и Epic Games заявили о создании собственных метавселенных, а Марк Цукерберг пошел дальше и осенью 2021 года переименовал компанию Facebook в Meta — это важная эпоха в построении Web 3.0. Откуда появилась идея метавселленой, что это такое и какие есть возможные пути ее развития, рассказывает инвестор Сардар Сардаров.
Что такое метавселенная?
Слово метавселенная первый раз упоминается в книге «Лавина» 1992 года писателя Нила Стивенсона. По мнению фантаста, метавселенная представляет собой единое виртуальное пространство, в котором люди взаимодействуют между собой с помощью аватаров.
Марк Цукерберг говорит, что метавселенная — это виртуальная среда, в которой вы можете присутствовать с другими людьми. Воплощенный интернет, где человек находится и действует внутри него, а не просто наблюдает со стороны.
По словам венчурного инвестора, автора статей на тему метамиров Мэтью Болла, метавселенная объединяет физический и виртуальные миры, имеет свою экономику и неограниченное число пользователей.
На основе этих мнений, в современном понимании метавселенная представляет собой гибридный мир, который сочетает в себе физическую, дополненную и виртуальную реальности в общем онлайн-пространстве. Метавселенная — новый этап развития интернета. Версия Web 3.0 на основе блокчейн-технологии с хранением данных в децентрализованном распределенном реестре, а не на серверах, принадлежащих конкретной компании или человеку.
Виртуальные вселенные часто сравнивают с онлайн-играми, но между ними есть большие различия. Метавселенная:
- Бесконечна и существует одновременно для всех в режиме реального времени, ее нельзя поставить на паузу.
- Децентрализована и не зависит от действий конкретных разработчиков.
- Объединяет в себе реальный физический и цифровые миры. Предметы и артефакты из разных миров совместимы между собой. То есть можно купить автомобиль, разработанный для Porsche, и использовать его в игре Roblox.
- Пространство метавселенной может включать в себя неограниченное число пользователей.
- Имеет полноценную внутреннюю экономику, в которой люди могут зарабатывать, тратить, инвестировать деньги, брать кредиты и в целом вести экономическую деятельность.
Согласно отчету Grayscale, потенциальный объем рынка метавселенной может составить около $1 трлн.
В 2021 году продажи на основных четырех платформах метавселенной Sandbox, Decentraland, Cryptovoxels и Somnium достигли $501 млн. Компания Republic Realm купила землю на платформе Sandbox за $4,3 млн. Компания разрабатывает 100 островов, называемых островами Фантазий, с собственными виллами и водным транспортом. 90 островов раскупили в первый же день по цене $15 тыс.
Рынок метавселенной не ограничивается землей и недвижимостью. Крупные мировые бренды — Adidas, Puma, The North Face, Balenciaga, Gucci, Tommy Hilfiger, Vans, Aston Martin, Maserati, Tesla, Rolls-Royce и другие уже создают специализированные цифровые продукты для метавселенной. Например, в январе 2022 года H&M объявила о том, что компания предложит клиентам трехмерный опыт покупок в своем магазине в метавселенной Ceek city, а многие бренды уже выпускают коллекции виртуальной одежды.
3 пути развития метавселенных
Единого мнения о том, как будут выглядеть метавселенные в долгосрочной перспективе, пока нет: они могут стать таким же прорывом, как в свое время телефонная связь и интернет, а могут оказаться хайпом, о котором забудут через несколько лет. Рассмотрим три наиболее вероятных пути развития.
Метавселенная по версии идеологов пространства
Если планы Meta, Epic Games, Microsoft и других крупных корпораций будут успешно реализованы, то через пару десятилетий мы будем жить в гибридном пространстве, которое объединяет в себе цифровой и реальный миры.
Метавселенных будет много и они будут совместимы между собой. Люди смогут перемещать вещи из одного мира в другой. С помощью голограммы можно будет, не выходя из дома, присутствовать на совещаниях в любой точке мира. Качественное образование станет более доступным. Студенты в виде аватара смогут лично посещать занятия, что очень важно для отдельных специальностей, например, для врачей.
Появятся новые возможности для занятий спортом. Пользователи смогут посещать тренировки в виртуальных студиях и участвовать в реально-виртуальных турнирах.
В новом мире люди почувствуют присутствие других людей в процессе общения, независимо от того, насколько далеко друг от друга они находятся.
Метавселенная под контролем государства
Метавселенные — возможные многомиллиардные рынки с неограниченным количеством пользователей. Логично, что в случае успеха государства будут влиять на метавселенные на законодательном уровне. При этом объем ограничений напрямую будет зависеть от отношения государства к новым технологиям.
Одни страны уже сейчас видят дополнительные возможности для развития метавселенных, другие относятся к идее довольно настороженно. В мае 2021 года в Южной Корее при активном участии государства создали «Альянс метавселенной». Сейчас в него входит уже более 500 компаний, в том числе такие гиганты, как Samsung и Hyundai Motors, а правительство в 2022 году планирует выделить в качестве меры поддержки около $26 млн.
В России такой оптимизм не разделяют. В исследовании Научно-технического центра (НТЦ) ГРЧЦ говорится: «Проблема идентификации аватаров также делает уязвимыми личность и личные данные для копирования, стирания и манипулирования. Доминирование цифровых валют в метавселенных приведет к нарушению политических границ из-за невозможности законодательства регулировать цепочки продаж».
Ограничения в первую очередь могут коснуться экономической сферы, трудовых отношений, а также доступа к метавселенным.
Локальные метавселенные на уровне отдельных корпораций
Вероятность того, что Цукерберг, Болл и другие идеологи ошибаются относительно потенциала метавселенных, также остается. В этом случае через несколько лет хайп утихнет, а метавселенные останутся на уровне отдельных корпораций и виртуальных игровых онлайн-платформ.
В пользу развития этого пути говорит то, что идея дополненной реальности существует давно, но реальный спрос со стороны потребителей остается минимальным из-за отсутствия удобных шлемов и очков VR/AR, а также технических ограничений, связанных со скоростью интернета и стабильностью связи, которые мешают созданию масштабных виртуальных реальностей. Для метавселенной требуется новая модель программирования — открытая платформа, где аватар переходит из одного мира в другой, а весь код взаимодействует.
Сегодня никто не может точно сказать, какой будет метавселенная через 10–20 лет. Каждая компания, которая работает над созданием метавселенной или какой-то из ее составляющих имеет свое представление о будущем. При этом метавселенная создается для людей, без них ее существование бессмысленно. Именно поэтому метамиры независимо от своей формы должны улучшать качество жизни людей, делать ее более комфортной и безопасной.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев