Метавселенная: условия, варианты и концепции
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Автор: Евгений Б. Макаров. Как человеку современному и небезразличному к окружающим изменениям, мне захотелось подумать на тему трансформации человеческой повседневности или переноса жизни и деятельности в пространство метафор и символов, т.е. в метавселенную (сокращённо мета-В). Лично я считаю, что будущее невозможно предсказать, его можно только угадать, и в этом кроется основной интерес от наступления этого будущего.
Причины, после которых исполнительный директор Facebook М.Цукерберг решил сменить название своей платформы, сами по себе являются для сегодняшней Северной Америки весьма банальными – харасмент, дискриминация и т.д. Но процесс запущен, и в рамках той экономической модели, в которой мы существуем, это хоть какой-то способ удержать систему на плаву, что вряд ли удастся из-за неотвратимо накатывающегося структурного кризиса. Единственно чего нам следует ещё ожидать, совершил ли Марк фальстарт или это оказался удачный заход на обновление экосистемы. Узнаем уже через 2–3 года.
Отталкиваясь от того, что синтетическая метавселенная – это место существования, а не жизни, я предположил, что такое пространство в рамках продления существующего экономико-идеологического положения должно удовлетворять следующим условиям:
Саморазвитие. Это должен быть динамически изменяющийся мир как по отношению к внутренним, так и по отношению к внешним фактором. Развлекательность. Быть интересным и разнообразным, не меняя физических, этических и социально-экономических принципов.
Тотальность. Это условие должно предусматривать возможность минимизации / исключения контактов пользователя (гостя) с физическим миром. Отсюда следует следующий пункт.
Дизруптивность. Должна способствовать разрушению реального экономического сектора для переброски высвободившегося контингента «беженцев» в Мета-В. Также использовать механизмы принудительного погружения, схожие с процессами огораживания в Европе и коллективизации в России времён индустриализации.
Необратимость. Попав в мета-В «гость» должен навсегда терять возможность покинуть этот мир добровольно.
Возможные варианты и концепты
Прежде всего следует понимать, что метавселенная, мир-система или просто мир – это набор определённых правил и законов, которые мы задаём, с помощью которых можно описать и отличить данный мир от другого. Понятно, что задача по созданию будет поставлена разработчикам с принципиально Западным типом мышлением. Иначе, какой смысл в построении коммерческой вселенной с альтернативными мнениями, на этом много не заработаешь. Зашоренные либеральными штампами, культурой массового потребления с комиксами и сериалами, разработчики вряд ли смогут уйти от той повседневности, в которой они выросли и продолжают жить. Скорее всего, задача будет поставлена – воссоздать величие США в зените былой славы глобального гегемона с главенствующей ролью ТНК. Попытаемся представить такую мир-систему в её предфинальном состоянии. Сразу оговорюсь, что формально мы не может рассматривать эту систему как мета-мир, т.к. meta в переводе с греческого – это «после», «за пределами», а здесь мы находимся внутри нашей вселенной, но в очень редуцированном и условном виде.
Слепок с реального мира с художественно-идеологическими улучшениями
Мир с «прокаченным графоном». Мир-город. Виртуальный мегаполис, калька с существующего, по аналогии с Готэм-Сити, который похож и на Чикаго, и на Нью-Йорк, только радужный и весёлый. Иерархия правил и законов: общая жёсткая тоталитарная идеология либерального направления, цензура, неравенство. На первом плане внутренние корпоративные правила бенефициара данного мира, далее – правила компаний партнёров и клиентские правила, устанавливаемые компаниями арендаторами пространства (т.е. правила группы и цензурная модерация). Предельная геймификация всего пространства: заработок = получение достижений (сердечек, звёздочек), которые клиент может перевести либо в физические ресурсы: аренда, коммунальные услуги, синтетическая еда, вещи, наркотики, – либо использовать для «прокачки» персонажа: новые причёски, тату, развлечения, каналы дохода, открытие новых уровней (локаций). Основной стимул – приобретение статуса через достижения и повышение уровня личного комфорта. Для обывателя предел выше «среднего» не достижим, т.к. ВИП посетитель данного мира всегда будет иметь преимущества. Для него сразу будут открыты все возможности, удовольствия, уровни или локации. Сразу можно оговориться, что создание отдельных миров по типу MMORPG, Star Wars, EVE, танкодромов, зомби-лэндов и т.д. нецелесообразно. Они будут существовать в виде подключаемых по api приложений-миров (арен, дополнений и т.д.) от соответствующих разработчиков правообладателей с возможностью использовать внутрисистемный ресурс, например, летать на “Тысячелетнем Соколе” внутри базового мира-метавселенной, если есть юридические корпоративные договорённости между разработчиками обоих систем.
Вторая функциональная сущность данного мира – это динамический набор данных для обучения сильного ИИ. В данном случае мы исходим из постулата о том, что как естественный интеллект является продуктом естественной среды, так и искусственный будет продуцирован из среды искусственной. Наличие среды, в которой актор-человек является субъектом онтологическим, т.е. совместно существующим с акторами искусственными в тех же формах и с тем же алгоритмом действий на постоянной основе, при этом внося стохастические параметры в работу мир-системы, может являться тем самым эволюционным фактором «пробуждения» ИИ.
Другие варианты
Подумаем, какие ещё варианты и концепции, не повторяющие наше социальное устройство, могут существовать и на чём основываться. Про миры типа игровых мы упомянули в первом варианте, потому что самостоятельное развития вне базовой основы у них вряд ли получится. Поэтому обратим внимание на мистико-религиозную составляющую в нашей многовековой культуре. Представим лишь структурные намётки, ибо детальная проработка – это очень тонкая и кропотливая работа на сотни страниц с таблицами, схемами и графиками.
Политеизм
Мир многобожия. Мир, в котором есть Бог-творец, точнее Боги-творцы, участвующие в дальнейшем становлении и развитии данной вселенной со всеми вытекающими последствиями. Это мир законов и правил, соответствующих каждому конкретному демиургу в контролируемом им пределе пространства. Мир бесконечных противоречий, конкуренции и конфликтов между приверженцами того или иного бога, а также мистических сущностей и явлений. Этот мир – шпионский детектив с абсолютно разнообразной, но ярко оформленной этикой и культурой. Этот мир может быть как и продолжением предыдущего варианта, в форме подключаемого приложения для всех желающих, так и самостоятельным ответвлением в том случае, если Боги-творцы, под которыми мы будем понимать искусственные интеллекты, прошедшие обучение на данных базовой метавселенной, смогут сформировать свои собственные правила и законы с постепенной максимизацией эффектов от взаимодействия с другими акторами своего уровня и естественным интеллектом. Т.е. дальнейшее обучения до варианта «Сверхинтеллект», это сценарий «Горец» – остаться должен один, самый-самый!
Дао – путь
Мир-дорога в бесконечность без направления. Правил и законов нет, однако каждый гость в этом мире обладает главной характеристикой – внутренним балансом добра и зла. Усиление той или иной составляющей трансформирует гостя и окружающее пространство. Все объекты данного мира многофункциональны по форме и по назначению и обладают «минимальным сознанием» (узкий ИИ), взаимодействие с окружением и гостями также приводит к трансформации самих объектов и окружающего пространства. Это мир процессуальной логики, т.е. мир действия или бездействия, в отличие от привычного аристотелевского мира предикативной логики в первом варианте, являющимся отображением нашего. Мир постоянного течения, трансформаций и изменений – очень сложный мир, для большинства неприемлем, т.к. может вести к тяжёлым психическим последствиям, но при должной тренировке можно выйти на новый, качественный уровень самосознания и самоощущения. Можно также назвать этот мир -мир-пластилин или, как принято сейчас, framework. Он будет преобразовываться в зависимости от действий или бездействий его участников. Т.е. если один гость желает основать «империю зла» с гоблинами и звездолётами, а другой гость «империю добра» с админами и магией, то они могут это сделать, а затем повоевать, так как это и есть их личный путь – их Дао. Даже если будут воевать миллиарды участников, это не приведёт к коллапсу, потому что это лишь момент трансформации окружения и самих участников.
Индуистский мистицизм
Мир-брахман, мир духовного Абсолюта. Так как человек в разумном понимании остаётся для себя самого непознаваемым объектом, то с этой, рациональной позиции, он включает себя в картину мира лишь в качестве объекта. Ограниченность разума помогает преодолеть практический виртуальный мистицизм как систему интеллектуальных практик (нейроустройства + медикаменты + подсознание), доступных в данной метавселенной. Мир индуистского мистицизма – это «очищенная» калька с нашего мира, с разницей в том, что законы данного мира позволяют осуществлять мистический опыт, позволяющий преодолевать обратный раздел между мирами: метавселенной Брахман и реальным миром. Выглядит этот раздел как результат пробуждения (Нирвана). В результате пробуждения в нирване нашего мира пользователь имеет возможность лицезреть его истинную сущность (в котором он сам физически находится), но в новом, качественном самосознании субъекта и, соответственно, в новом истинном свете. Связь осуществляется через обратную нейроморфную передачу данных. Т.е. субъект видит себя и своё окружение со стороны, но уже с позиции нечто большего, чем собственное «Я». Например, он может видеть различные спектры излучений, потому что в метавселенной все данные от датчиков наблюдений нашего мира транслируются в общем режиме и если требуется, то можно использовать необходимые данные для воссоздания картинки окружения себя целиком. Как бы мир дополненной реальности, без дополненной реальности, но который конституируется в сознании субъекта, пребывающего в данный момент в пространстве метавселенной Брахман. Такой мир был бы возможен, только при наличии прямой и обратной связи между нашим миром и миром мета-В при условии наложения и синхронизации данных. Объективно мир-Брахман нужен как «утилита» или фильтр для мозга, чтобы взглянуть на наш мир под другим углом. Здесь можно добавить и квантовый эффект, ведь субъект существует и как частица: в мире физическом, в своей субъективной реальности и в мета-В, но и как волна, когда накладываются его переживания в нескольких средах единовременно и только самонаблюдение позволяет зафиксировать своё положение в тот или иной момент.
Ноосферный спиритуализм
Мир-ноосфера. Эта вселенная, скорее, рабочий инструмент. Сама мета-В представляет собой информационный слепок нашей вселенной с динамическими характеристиками данных. Если субъект в нашем мире совершил действие, зафиксированное в информационно-коммуникативном потоке, то оно отобразится и мета-В, как и изменение орбиты спутника. Единственное правило, действующее для данного мира – максимизация информации, стимул для действия, например, решение так называемых «открытых математических проблем» и попутно возникаемых задач. Особенность в том, что переход из нашего мира позволяет создать физическую и эмоциональную депривацию, отбросить всё лишнее и погрузить свой инструментальный разум в пространство ноосферы в виде свободно перемещающегося спирита-монады.
Кабалистический фрактал
Мир-система наоборот. Структура Внешнего кольца задаёт общие правила (законы мира), которые повторяются с развитием Мир-систем на последующих внутренних уровнях. Принцип в том, что начинаясь как общие правила (законы) на внешнем кольце и далее, проходя по градиентному спуску к центру, происходит выкристаллизовывание чистых законов данной мета-В. Можно пофантазировать, что может быть дальше, т.к. центр есть центр, куда развиваться далее? (а) Возникновение эмерджетной системы в заданных координатах (б) Возникновение синигулярности и схлопывание (в) Появление точки бифуркации и открытие нового пространства, аналог «Большого взрыва» в нашей физической вселенной. Графически модель можно представить в виде двух круглых конусов соединённых в вершинах: так «конец» одного мира в этой точке – начало нового.
Если и есть необходимость в реализации параллельной альтер-реальности в непривычных для нас конструкциях, то варианто возможно множество. Следует переработать идейное наследие человечества и выудить наиболее многообещающие альтернативы, потому что бесконечное существовать в весёленьком болоте ненависти Цукерберга или аналогичных деятелей в оформлении The Sims, смогут только психически нездоровые персонажи, а таких, к счастью, не так уж много.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев