Может ли у нас появиться свой Маск? Астроном Владимир Сурдин о развитии частной космонавтики и технологических трендах

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В XX веке космическими проектами занималось в основном государство. Сейчас ракеты успешно запускают и частные компании. Известный астроном Владимир Сурдин по просьбе Мегаплана рассказал, как беспилотные технологии и частные инициативы меняют космонавтику и почему Илон Маск еще и гениальный пиарщик.

— На ваш взгляд, освоением космоса должно заниматься государство или нужно больше подключать частный бизнес?

— Государственные деньги тратятся менее обдуманно, чем частные. В частных руках деньги работают более эффективно — это аксиома. Но если государство подотчетно своим налогоплательщикам, если оно смотрит на то, как аукнется его деятельность в обществе, тогда и для него важен эффект.

Пример у всех на глазах — Илон Маск. У него, конечно, есть свои миллиарды, но если говорить о космосе, то вообще-то он выполняет заказы, которые оплачивает государство. И Маск за небольшие деньги добивается больших результатов. Государству это выгодно. Оно говорит: смотрите, мы заплатили Маску несколько сотен миллионов долларов (на самом деле, несколько миллиардов), и он нам создает глобальный интернет. И теперь у вас, дорогие граждане, где бы вы ни находились — хоть в пустыне Сахара, хоть в Тихом океане, — будет шикарный интернет. Потому что на ваши деньги этот частник создает глобальную систему Starlink, летают спутники. Вы согласны, что мы правильно потратили деньги? Да, говорят налогоплательщики, все хорошо.

Другой вариант — наше по-прежнему довольно-таки советское по сути государство. Хоть оно уже тридцать с лишним лет российское, многие экономические дела все еще решаются путем приказа. Была эпоха с 2000 года, может быть, до 2014-го, когда частная космонавтика в России пыталась поднять голову. Я, конечно, многого не знаю, я все-таки астроном, а не инженер. Но была на моей памяти такая организация — «Даурия Аэроспейс» (Dauria Aerospace), которая по заказу государства разрабатывала спутники. Делала-делала, пока не поняла, что чиновникам надо откаты давать. И тогда эта «Даурия» решила переехать в Германию, но по-прежнему работать для России. Там чиновники не такие жадные. Переехала. Но тут Россия стала ссориться со всем цивилизованным миром. Германия сказала им нет, нам такая российская компания, хоть она и хорошая, ни к чему. Так «Даурия» совсем умерла, хотя там были хорошие инженеры, менеджмент не расточительный — все в дело пускали.

Вообще, космонавтика — дело затратное. И в частных руках, и в государственных, это очень-очень дорого. А если попытаетесь сделать дешево, на коленке, то, как правило, не получится. Я смотрю по результатам последних лет. Многие решили: а чего? Спутники стали миниатюрные, в одной руке можно унести. Значит, можно сделать маленькую ракету и такие легкие спутники запускать. Мы вот впятером соберемся, свои три миллиона долларов вложим… И много таких частных компаний по всему миру: в Австралии, Новой Зеландии. Что-то их ракеты не очень хорошо летают. Ракета — штука сложная. Нужно иметь большую производственную и экспериментальную базу, всякие полигоны строить, проверять все по 100 раз. Для государства это подъемно. Для маленькой частной компании — нет.

Илон Маск нашел очень правильный подход. Он верно рассчитал: деньги надо брать у государства, для него работать, космодромы использовать государственные — свой строить затратно. И таким образом он довольно ловко осуществляет свою прекрасную космическую деятельность. Не в каждой стране это получается.

— В XX веке были яркие достижения космической науки, полет человека в космос, на Луну. А в XXI было что-то прорывное?

— Да, конечно. Например, за последние годы несколько космических зондов слетали к малым телам Солнечной системы: к астероидам, кометам. Дело в том, что планет-то немного, восемь штук, а астероидов открыли уже более миллиона. Это такой неисчерпаемый строительный материал, из которого что-то можно в космосе строить. Есть астероиды металлические, похоже, что есть даже из благородных металлов — золото, серебро, платина. И сейчас американцы, японцы, Западная Европа, Индия подтягивается, запускают космические аппараты к астероидам и кометам и смотрят, как и чего там сделано. Ну а на Марсе американцы работают, и уже столько лет. У них сейчас два больших марсохода бегает по Марсу. Вокруг Марса летает штук пять спутников. А год назад на Марс прилетели китайцы. Кто бы мог подумать! Китайцы сидели-сидели и вдруг раз — и на Марс посадили; у них сейчас марсоход там бегает. На Луне тоже китайцы: на обратной стороне Луны посадили свой луноход. Ну, в общем, делается много.

— А проекты Илона Маска можно считать вехой в развитии космонавтики? Частники ракеты начали запускать.

— Частники раньше вообще ничего не запускали. И даже государства обходились одноразовыми ракетами. А это очень затратно — каждый раз делать новую ракету. Маск научил, что вообще-то можно и много раз на одной ракете летать. Большая экономия. Полетел и прилетел, заправился и опять полетел. Он же частник, ему нельзя одноразовый транспорт делать — это невыгодно. Глядишь, и государства начнут теперь многоразовые ракеты делать.

Сейчас Маск заканчивает грандиозный проект Starship — ракета, каких мир еще не видывал. Огромная: 100 человек на Марс единым махом закинет.

— А у нас еще нет таких проектов в России?

— У нас пока только разговоры. Проработки конечно есть. Но одно дело инженер на бумаге нарисует, а другое — построить и начать эксплуатировать.

— В чем еще заслуги Илона Маска? Кто-то считает, что он гениальный предприниматель, кто-то — что изобретатель. А что думаете вы?

— Надо смотреть по результатам. На сегодняшний день ракета Илона Маска под названием Falcon Heavy самая мощная в мире. Есть такие гиганты космонавтики, как Россия, США, Китай. Огромные страны, поставившие на космонавтику, это их «топовое» достижение. Но пока никто не имеет такой мощной ракеты, как у Илона Маска. Я думаю, этого было бы достаточно, чтобы назвать его гением. И инженерным, и экономическим. А если еще вспомнить, что он делает один из самых ходовых электромобилей и что у него есть проект вакуумной трубы — транспорта нового типа, который будет перемещать микропоезда в вакуумной трубе между большими городами, такими как Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон. Не надо в аэропорт ехать — вы со скоростью самолета будете двигаться по земле. Сейчас этот проект завершается. То, что Маск пиарщик, — естественно. Он прекрасно пиарит, показывает свои проекты, всегда забегает вперед. Всегда говорит «сделаю завтра», а делает послезавтра. Но ведь делает!

У него замечательная команда инженеров и рабочих. Вы когда-нибудь видели, как происходит запуск его ракеты? Потом показывают коллектив, который создавал ракету. Там молодые, активные ребята. Мне не все нравится — они там в наколках, с кольцами в носу. Но это ребята, которые горят. Они не пришли на работу — они живут этой работой. Они понимают, что сейчас именно они авангард человечества, что лучше них никто этого не может сделать. Для них это кайф. Вот это важно. Я недавно стоял у проходной одного нашего космического предприятия. Ждал, когда соберется группа, чтобы на экскурсию пойти. Видел, кто приходит на это предприятие: уставшие немолодые люди. Молодые туда не идут, не знаю почему. То ли задора нет, то ли зарплаты нет, но чего-то не хватает. Идут уставшие люди отработать у станка свой рабочий день. Совсем не то настроение. Некому зажечь. А кто бы мог зажечь? Нужен инженер гениальный, который зажег бы людей свой идеей.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр