Отечественная образовательная робототехника. Часть 2: Переклеивание шильдиков или самобытные решения?
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Блог компании RoboUniver. Автор: Михаил Бабинов. В первой части обзора российских решений для обучения детей основам робототехники и программирования мы рассказали о решениях, которые «звучат из каждого утюга». Но существуют и другие решения, которые, возможно, менее известны, но могут быть даже более интересны и доступны по цене и о которых мы и хотели бы рассказать во этой части.
Сразу хотим оговорить параметры, по которым мы отнесли те или иные решения к отечественным и образовательным. Они должны быть разработаны и изготовлены (понятно, что не на 100%, но хотя бы в части компонентов) в России, у них должна быть в наличии методическая база и поддержка для образовательных учреждений, и их создатели сами позиционируют свои решения как предназначенные для образовательных учреждений. Из-за этого за бортом остались множество «самоделок», иностранных наборов, в том числе DIY из Китая. Кроме того, чтобы не быть заподозренными в рекламе конкретных решений, мы не даем ссылок на них. Также огромное спасибо тем, кто «накидал» нам ссылок на этих производителей в социальных сетях.
ЛАРТ
У компании из города Пушкино Московской области в портфолио помимо заказной разработки электроники есть линейка учебных роботов: от балансирующего робота, до руки-манипулятора. Роботы собираются на акриловых или металлических основаниях (собственной разработки и производства) с использованием «обычных» стоек для крепления печатных плат. В них применяется управляющий контроллер собственной разработки (ЛАРТ R5), в который устанавливается Arduino Nano и подключаются Arduino-совместимые датчики (часть из них, такие как датчики линии или платы со светодиодами) и моторы с сервоприводами.
Компания позиционирует свои конструкторы, как предназначенные для детей от 14 лет, так как предлагается программировать посредством Arduino IDE. По факту же мы получаем платформу, которую можно запрограммировать из любой среды, поддерживающей Arduino.
ЭВОЛЬВЕКТОР
Компания из Наро-Фоминска позиционирует себя как производитель решений как для образовательных учреждений, так и для персонального использования. Похоже, что у Эвольвектор есть отдельной серия «для самодельщиков» под маркой Geegrow, так какплаты с этой маркировкой лежат в основе продающихся наборов. У компании есть наборы как для изучения микроэлектроники на основе Arduino и RaspberryPi, так и робототехнические наборы (от недорогих до больших, предназначенных для оборудования классов учебных заведений) и наборы для «Умного дома». Платы и контроллеры наборов позиционируются как собственная разработка, а сами шасси роботов собираются из металлических деталей (нам они напомнили конструктор Makeblock). Есть разные вариации контроллеров и наборов, все из них снабжены хорошей методической поддержкой как в бумажном, так и в видео формате. Есть своя среда программирования (очень похоже, что она сделана на основе Blockly). Но, так как в основе лежит Arduino Leonardo, то можно программировать наборы на всем поддерживающем Arduino.
ПРОКУБИКИ
Деревянные роботы от компании ЛЭИР (Лаборатория электроники и робототехники) из Новосибирска. Предназначены для изучения программирования дошкольниками (от 4 лет) и младшими школьниками. Существуют в двух видах: первый (базовую версию) нужно программировать, размещая акриловые карточки-команды в прорези на самом роботе, второй (расширенную версию) необходимо программировать деревянными кубиками-командами на специальном Пульте. К роботам прилагаются книги заданий, специальные поля для их перемещения и различные элементы-препятствия (тоже выполненные из дерева или фанеры).
Роботы хоть и простые внешне, но содержат в себе датчики линии и расстояния, также есть «кубики» для программирования данных датчиков. По внутреннему устройству роботов информации, увы, авторы не предоставили. Мы можем предположить, что распознавание команд производится или оптически (у акриловых карточек) или с помощью магнитов, размещенных в кубиках и замыкающих определенные контакты-герконы в Пульте. Ну и не можем не отметить, что авторы явно вдохновлялись роботом Cubetto.
ОМЕГАБОТ
Компания из Санкт-Петербурга, позиционирующая себя как создатель робототехнических наборов исключительно для образовательных учреждений. Авторы у себя на сайте утверждают, что большая часть компонентов и сами наборы изготавливаются и собираются в России, наборы имеют Lego Technic совместимое шасси, плату расширения Omega и собраны на основе микроконтроллеров Arduino и Raspberry Pi. Программировать предлагается в «визуальной среде, С++ и Python». Судя по фотографиям, используется визуальная среда на переработанном Blockly.
Для роботов доступен типичный набор датчиков (линии, касания, освещенности), светодиоды и динамик, Bluetooth, манипулятор и камера для машинного зрения.
ЙоТИК
Следующим в очереди находится не совсем робот, а микроконтроллер для него. Встречайте ЙоТик 32A и 32B от компании МГБот из Санкт-Петербурга. Микроконтроллер собран на основе ESP32 двухъядерного процессора Tensilica Xtensa LX6, несет на борту поддержку WiFi и Bluetooth, встроенные датчики Холла и температуры, а по форм-фактору совместим с датчиками и платами расширения Arduino. Различия между A и B версиями заключаются в наличие в последней разъема для MicroSD карт и ИК-приемника.
На основе данного микроконтроллера компания предлагает пару робототехнических решений (например Динамика ЙоТик М1), но больше специализируется на обучающих наборах по «Умному Дому/Теплице» и IoT в целом.
Программировать микроконтроллер предлагается в Arduino IDE и Trik Studio (точнее в ее модификации IoTik Studio).
МАРСОХОД
Нам предложили рассмотреть еще проект МАРСОХОД, но похоже, что он в этом году испытывает проблемы из-за санкций. МАРСОХОД это отечественная попытка создать (причем в формате открытого аппаратного проекта) плату для разработки различных электронных устройств и роботов на основе ПЛИС. В последней версии (МАРСОХОД 3) применялась ПЛИС Altera MAX10, а разработку нужно было вести VERILOG. Опять же, так как проект открытый, и у него есть определенное (и живое) сообщество, можно надеяться на его возрождение.
Поиск достойной внимания отечественной робототехники на этом не закончен, и мы будем снова признательны, если вы комментариях напишете, кого мы забыли, и в чью сторону стоит обратить взгляд. Также будем рады, если вы расскажете о небольших компаниях/стартапах в области образовательной робототехники, которые могут достойно конкурировать с зарубежными разработками как в части «железа», так и в части программной реализации: роботы, микроконтроллеры, обучающие программы, среды разработки – главное, чтобы все это производилось и собиралось в России.
________________________________________
Мы приглашаем детей от 5 до 14 лет к нам в RoboUniver на бесплатное пробное занятие. На каждом занятии мы собираем нового робота, изучаем теорию по механике, закрепляем школьные темы. И, конечно, оживляем нашего робота с помощью программирования. По промокоду HABR2022, вы можете также получить скидку в 2000 рублей при покупке абонемента на занятия
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев