Почему оксфордский физик считает, что квантовые вычисления — это большой пузырь
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Блог компании GetMatch.ru. Никита Гурьянов — физик из Оксфордского университета, занимающийся вычислительной квантовой физикой. В конце августа он ворвался на Financial Times со статьей, критикующий индустрию квантовых вычислений, сравнив «фанфары» вокруг этой технологии с раздувающимся финансовым пузырем.
Он предупреждает, что люди, особенно в сфере высоких технологий, в последние годы стали чересчур оптимистично смотреть на перспективы квантовых вычислений. И что здесь сейчас куда больше дыма, чем огня.
Большие деньги
Как ни странно, квантовые вычисления — уже очень прибыльная индустрия. В последние годы в эту область вливаются миллиарды долларов. Кульминацией, пожалуй, стал дебют на публичном рынке компаний, занимающихся квантовыми вычислениями, таких как Rigetti и D-Wave, а также любимый рыночный феномен 2021 года — IPO через компании по приобретению специального назначения (так называемые СПАКи).
СПАКи нужны компаниям без коммерческой деятельности и создаются строго для привлечения капитала. Таких размещений с каждым годом становится всё больше: если в 2014-м с выходом на биржу через СПАКи было привлечено $1,3 млрд, то в 2021-м — $163 млрд.
Два самых известных IPO такого характера — Virgin Galactic в 2019 году, акции которой сейчас упали до половины цены на момент старта торгов. И компания по производству электрогрузовиков Nikola в 2020-м, которая доросла до капитализации Ford через три дня после выхода, а потом оказалась скамом, созданным мошенником, так что котировки рухнули в десять раз.
Таким же методом, с помощью выхода на биржу через СПАКи, сейчас появилось множество стартапов, занимающихся квантовыми вычислениями. Так они получают доступ к широкому капиталу и массовые инвесторы дают им огромные деньги на разработки. Некоторые стартапы могут похвастаться ошеломляющей оценкой. IonQ, например, в октябре прошлого года была оценена в $2 миллиарда. За 7 лет существования главная разработка компании — её научная публикация об идее ионных квантовых компьютеров и их потенциальных применениях.
Если взять три «квантовых» стартапа, вместе, их рыночная капитализация будет больше $3 миллиардов! Но, по данным Refinitiv, совокупный ожидаемый объем их продаж в этом году составит около $32 млн. И они получат около $150 млн чистых убытков. Потому что никакого продукта, по сути, у них нет. И ещё очень долго не будет, несмотря на хайп, окружающий индустрию.
Акции «квантовых» стартапов делают то же, что и акции большинства других фирм, вышедших на биржу через СПАКи. В среднем –60% за год.
Стартап D-Wave (верхняя, белая линия) вышел на рынок только в августе, но ситуация уже выглядит примерно так же. Компании, обещающей разработку ПО и услуг для квантовых систем, надавали больше $200 млн, оценив её дороже $1,6 млрд. А потом весь интерес пропал.
Большой пузырь
Как возникают финансовые пузыри? Нужны много инвесторов, которые неоднократно принимают неверные решения, в основном из-за жадности, непонимания индустрии и желания легких денег.
Квантовые вычисления — эталонный пример. Их представляют как многообещающую технологию, которая радикально изменит наши жизни, заменит все персональные компьютеры или по крайней мере выведет нас в какую-то новую эру. Как развитие искусственного интеллекта, или — более наглядно — как криптовалюты, которые должны были перевернуть мир финансов. Не вложить в такое будущее — это просто упустить свою золотую антилопу, бегущую прямо в руки!
При этом большинство инвесторов не понимают, что такое квантовые компьютеры, для чего они будут использоваться, и за счет чего конкретно компании смогут получать деньги.
По словам квантовых евангелистов, нужно только немного подождать, и у нас появится полнофункциональный квантовый компьютер. А потом он начнет делать всё, от революционно быстрой разработки лекарств до взлома всех систем интернет-шифрования.
Но реальность, по словам Никиты Гурьянова, такая, что ни один из этих стартапов — и вообще ни одна фирма, занимающаяся квантовыми вычислениями, если уж на то пошло — не зарабатывает реальных денег. Небольшой доход, который они получают, в основном идёт от выступлений и консультаций, обучающих другие компании тому, «как квантовые компьютеры могут помочь их бизнесу». Продаж чего-то хоть сколько реального, или хотя бы предзаказов на будущие разработки там нет.
Причина этого в том, что, несмотря на многолетние усилия, никто еще даже не приблизился к созданию квантового компьютера, способного решать практические задачи.
Да, есть компьютер от Google, есть другие машины, работающие по квантовым принципам. Но они созданы только в качестве реализации концепта. На деле, говорит Гурьянов, нынешние устройства настолько подвержены ошибкам, что любая информация, которую с их помощью пытаются обработать, почти мгновенно превращается в шум. Для обработки масштабов которого потребуется второй квантовый компьютер. Результаты которого тоже нужно как-то проверять… Причем проблема только усугубляется, если попытаться компьютеры масштабировать (то есть увеличить количество кубитов).
Убедительной стратегии преодоления этих ошибок у человечества пока нет. В каком направлении двигаться тоже неясно. Поэтому непонятно, когда станет возможным построить крупномасштабный и отказоустойчивый квантовый компьютер. Если такое возможно вообще.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев