Про NFT и деньги

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Автор: man_of_letters. Завершаю серию материалов про NFT. В первой части я подробно разобрал, что такое NFT. Вторая статья посвящена хронологии большого взрыва NFT-вселенной. На этот раз мы обсудим денежки.

Является ли NFT обманом?

Начнём с непременно всплывающей темы мошенничества. Сам по себе NFT не может быть пузырём, пирамидой или кидаловом. Стараться доказать, что «NFT — это скам», так же бессмысленно, как доказывать обратное. NFT — это абстрактный инструмент для хранения данных. Конкретный проект, построенный на NFT, может быть изначально надувательством, а может и не быть.

NFT лишь часть криптовселенной, которая является полным аналогом Дикого Запада, где каждый сам отвечает за себя, в этот мир приходят ради наживы и приключений. Можно уверенно сказать лишь одно: все схемы, прибыльность которых основана на вирусности, обязательно исчезают. Есть масса способов потерять деньги с помощью NFT, для этого даже не нужны знания, вам всё подскажут и расскажут создатели многочисленных «NFT-проектов».

Значительно заработать на спекуляциях картинками крайне сложно без длительного погружения в тему и навыков трейдера. При наличии коммерческого таланта гораздо проще привлечь чужие деньги в некую коллективную активность, что стало причиной бурного роста так называемых NFT-projects. Абсолютное большинство из них повторяет схему мошенничества pump&dump, то есть раскрутка и слив на пике роста. Заработать на участии в подобном мероприятии можно, если заранее угадать, какой проект пойдёт в рост и когда начнётся процесс слива. Увы, но эта схема работает для 95% таких историй, разница лишь в длительности существования пика.

Психолог Роберт Чалдини, который исследовал феномен убеждения, обнаружил, что магия привлечения чужих средств строится на шести принципах: взаимовыгодность, исполнение обещаний, социальное признание, личная симпатия, дефицит и убедительность.

В начале XIX века авантюрист Грегор МакГрегор по наитию использовал такие приёмы, чтобы создать обман впечатляющего размаха. Если пропустить феерическую медиакомпанию, то всё сводилось к продаже земли и денежных банкнот изнывающей от обилия ресурсов колонии Пойас (Poyais), что должна была находиться в районе Центральной Америки. Когда первые корабли «владельцев» небывалых сокровищ дошли до района, обозначенного на поддельной карте, вместо рек из жидкого золота они обнаружили непроходимые джунгли. К моменту возвращения оставшихся в живых «инвесторов», МакГрегор собрал сумму условно соответствующую современным 4 млрд $. Законодательство Европы тогда позволяло улаживать подобные проблемы быстрым перемещением в другую страну. Во Франции МакГрегор не смог удержаться и снова удачно повторил всю схему, правда, на этот раз правительству Франции показался странным сбор экспедиции в никому неизвестное место.

Эта история про то, как легко воспользоваться доверием в условиях непроверяемости информации на фоне лихорадки открывшихся возможностей. NFT — это рулетка, в которой ставки делаются на обещания. Люди эволюционно созданы для совместного выживания, мы запрограммированы кооперироваться и испытывать агрессию к предателям. Самые умные люди попадаются в правильно расставленные простые ловушки, поэтому участие в этой вечеринке может превратиться в негативный опыт.

Пиастры! Пиастры!

Тридцать лет назад обеспеченный человек был полностью уверен, что банковские счета недоступны третьим лицам. Даже мысль, что посторонние могут получать информацию о владельце счёта, казалась абсурдной. Банковская тайна имела самостоятельную ценность, что стало источником значительной прибыли для отдельных государств. В мире всегда были желающие самостоятельно управлять степенью откровенности отношений с отечеством.

В начале 1989 была создана международная организация FATF, которая потихоньку начала откусывать кусочки от финансовой приватности, выпуская предложения «за всё хорошее» и лишь в редких случаях под прикрытием выполнения этих требований происходило настоящее изъятие данных. После известного события 2001 года глобальная слежка получила возможность невозбранно умножить свой охват, а финансов это касалось в первую очередь, нет ничего важнее информации о том, кто с кем дружит, где и почём торгует.

Чтобы понять, где ещё не разучились хранить секреты, загляните в последнюю редакцию «чёрного списка FATF». Что-то список слишком короткий — Иран и Северная Корея. Это означает, что почти все страны мира отнеслись серьёзно к рекомендациям FATF и стали им следовать. И как же звучат эти рекомендации?

Самые интересные пункты:

  • Введение требований по борьбе с отмыванием денег в отношении альтернативных систем денежных переводов.
  • Усиление мер по идентификации клиентов при переводе денежных средств.
  • Сообщение о подозрительных операциях, относящихся к финансированию терроризма.
  • Обеспечение невозможности подозрительных перемещений наличных денежных средств и оборотных инструментов на предъявителя через национальные границы.

Ни одно из этих требований не может быть выполнено в отношении криптоактивов. Простая задачка: в условиях ужесточения законодательства стоит ли воспользоваться неконтролируемой системой гарантированного обмена виртуальными ценностями? Сам по себе NFT ничего нового не добавляет, он может быть лишь одним из промежуточных элементов в многошаговой комбинации, а может играть самостоятельную роль. Хотя даже поверхностный анализ продаж NFT выявляет постоянно снующие туда-сюда миллионы долларов, что совсем не похоже на яростное удовлетворение потребностей в искусстве или развлечения миллиардеров, ещё меньше это похоже на сознательное инвестирование.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр