Распределенное производство – концептуальное будущее или ближайшее настоящее

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Автор: Александр Корнвейц. Несколько слов в качестве пролога. Все нижеизложенное, безусловно, не есть научный труд, а лишь размышления автора на тему того, что может нас ожидать в сфере производства в обозримом, и, возможно, отдаленном будущем. Для начала определимся с терминологией. Под распределенным производством понимается локальное производство товаров на основе нужд региональных потребителей. На таком производстве выпускаются кастомизированные товары в необходимом для этого места количестве и из доступного локально сырья. Схематично это выглядит как на рисунке ниже.

proizvodstvo0.png

Чем распределенное производство принципиально отличается от централизованного, которое превалирует сегодня?

Большая часть товаров, которые нас окружают, произведены централизованно, далеко от того места, где мы их купили. Гораздо дешевле производить огромные партии товара в одном месте и потом распределять (дистрибутировать) его по всему миру. Плюсы такого подхода очевидны, но есть и существенные минусы. Прежде всего, невозможно точно спланировать спрос. В результате, какие-то товары оказываются в избытке, повышаются расходы на их хранение, товар выходит из моды, на него снижается спрос. Ожидаемые убытки закладываются в цену товара. Кроме того, тратятся существенные ресурсы на производство товаров, которые потом утилизируются или уничтожаются. Аналогично, возникает дефицит конкретных товаров. Например, вы приходите в обувной магазин, а там нет понравившейся вам пары нужного размера, но в избытке другие размеры.

В условиях дефицита ресурсов, стоимость транспортировки от места производства до места потребления – также важный фактор. В связи с пандемией она выросла в 5–10 раз, что неизбежно влияет на себестоимость товара в конечной точке. Если раньше стоимость перевозки на единицу товара была в большинстве случаев не столь высока и не принималась во внимание, то после существенного роста игнорировать ее стало невозможно.

При распределенном производстве появляется возможность осуществить массовую персонализацию и создать изделия, отвечающие местным или региональным запросам и предпочтениям. Создавая кастомизированные продукты, можно лучше удовлетворять потребности человека, что, в свою очередь, будет непосредственно влиять на качество его жизни.

Распределенное производство также имеет важный экологический потенциал. Люди могут продавать свои отходы локальному производственному центру для переработки и производства новой продукции. Это даст возможность осуществлять практически полную, локальную переработку. Производимые локально продуктовые линейки можно выстраивать исходя из доступного локально сырья или с учетом его максимально быстрой и экологичной доставки. При этом, в приоритете всегда будет сырье, поддающееся глубокой переработке. С неизбежным ростом населения земли экономия ресурсов, бережное потребление, глубокая переработка мусора станут основой выживания человечества, и распределенное производство может стать одним из ключевых решений этой проблемы.

Как может выглядеть распределенное производство.

Попробуем представить это на примерах. Есть сеть универсальных мини-фабрик, каждая из которых обслуживает свою небольшую территорию: район, квартал, деревню, поселок или большой многоквартирный дом. Территорию большего размера, небольшой город, район среднего города или агломерацию из нескольких городков, обслуживает фабрика побольше, которая уже производит средства производства и более сложные продукты, например, автомобили. Каждая такая фабрика представляет собой технологический комплекс, состоящий из парка 3D-принтеров, роботов, обрабатывающих центров, оборудования для постобработки и упаковки. Весь этот комплекс управляется с помощью цифрового двойника, который дает возможность максимально ускорить внедрение новой продукции, позволяет легко управлять сетью распределенных производственных центров удаленно. Подобную технологию уже разработала компания NVIDIA, назвав ее OMNIVERSE. Как бы фантастично это не звучало, эта платформа уже внедряется на современных производствах, таких как новый завод BMW.

proizvodstvo1.png

Безусловно, сейчас сложно представить полностью автономную фабрику, выпускающую различную продукцию, от кроссовок до мотоциклов, прямо во дворе вашего дома. Но можно представить изготовление кастомизированных продуктов в ближайшем торговом центре, например, индивидуальных стелек, оправ очков, линз, несложной обуви, небольших игрушек и др.

Организовать пусть и не на 100% автоматизированное производство таких изделий можно уже сейчас, и это первый шаг к распределенному производству. В определенный момент, с развитием производственных технологий возникнет дорожная карта перехода на распределенное производство сначала отдельных продуктов, а потом и целых индустрий. Спортинвентарь и медицинские товары могут стать первыми, и технологические решения для локального производства таких товаров уже существуют. Пример: проект компании Ортопункт, которая создала вендинговый аппарат для печати ортезов, с возможностью установить его в торговом центре или поликлинике.

proizvodstvo2.png

Главным результатом внедрения распределенного производства станет замена дистрибуции товаров на дистрибуцию производств, а это, в свою очередь, приведет к изменению всей мировой торговли и существующего экономического уклада. Сейчас производители разрабатывают продукт, размещают его производство на своих или сторонних производствах, проводят маркетинг для обеспечения спроса, формируют канал распространения максимально удобный для покупателя. Это довольна упрощенная схема, но она отражает общий подход.

С переходом к распределенному производству схема полностью поменяется. Продукты смогут создавать непосредственно инженеры, креаторы, инфлюенсеры с использованием распределенной системы совместной работы. Это может привести к снижению важности брендов. Бренды станут конкурировать не только между собой, но и с бесчисленным количеством индивидуалов и команд, собранных для создания одного или нескольких продуктов. Маркетинговая составляющая является значительной в стоимости многих товаров, и, частичный или полный отказ от нее существенно снизят цену. То же самое произойдет и с транспортными расходами, наценкой розничных и оптовых продавцов, необходимость в которых отпадет в связи с переходом к распределенному производству. При этом, потребительские свойства такого товара будут выше, ведь он будет создан специально для вас, согласно вашим предпочтениям и особенностям.

Изменится сама система распространения. Сети распределенных фабрик будут конкурировать за производство самых востребованных товаров, предлагая заказчику или владельцу бренда максимально высокую цену и гарантируя необходимый объем продаж на своей территории. При этом, будет соблюдаться уровень качества готовой продукции, установленный создателем продукта. Малоизвестные и новые производители будут готовы на любые условия, чтобы сотрудничать с крупными и известными компаниями, владеющими большими цепочками распределенных производственных центров.

В сегодняшних реалиях это выглядит довольно фантастично, но смотреть на концепцию нужно, прежде всего, с учетом резко возрастающего населения Земли и нехватки ресурсов для обеспечения его жизни. В определенный момент человечество встанет перед выбором – наладить локально распределенное производство кастомизированных товаров или перейти на более массовое производство существенно меньшей номенклатуры товаров для экономии ресурсов. Огромная номенклатура выпускаемых по всему миру товаров приводит к проблеме неэффективного использования ресурсов, прежде всего, полезных ископаемых, энергии, воды, древесины, и в итоге к проблеме необратимого загрязнения окружающей среды, парниковому эффекту и глобальному потеплению.

Кастомизированные товары повышают качество жизни человека и снижают необходимость в покупке большего количества товаров, продукты становятся средством формирования персонализированного опыта клиентов, средством для бережливого или осознанного потребления, которое станет нормой для новых поколений людей, выросших в условиях нехватки ресурсов.

Когда мы говорим о распределенном производстве, речь идет не только о промышленных товарах, но и о продовольствии. Например, технология вертикальной фермы также может быть частью распределенного производства овощей. Установив такую ферму на крыше или в подвале многоквартирного дома, можно обеспечить жителей этого дома необходимыми продуктами и производить ровно столько, сколько нужно, еще и с учетом вкусовых и лечебных предпочтений местных покупателей.


proizvodstvo3.png

proizvodstvo4.pngНа фото: примеры существующих вертикальных фермы по выращиванию салатов, пряностей и микрозелени

Еще одним вариантом распределенного производства можно считать распределенную генерацию электроэнергии, но эта тема требует отдельной статьи.

Подводя итоги, можно сказать, что отдельные элементы распределенного производства мы увидим уже в самое ближайшее время. Для всестороннего внедрения этой концепции необходимо сформировать целые технологические цепочки, включающие в себя мультиматериальную 3D-печать сложных объектов с финишным качеством, полностью роботизированное производство одежды и обуви, роботизацию с внедрением продвинутого искусственного интеллекта, предиктивный спрос для планирования складских запасов сырья и многие другие технологии. С учетом повсеместного ускорения технического прогресса, подобные инновации уже не за горами.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр