Роботы-доставщики, облачные технологии и дополненная реальность: что дал IT-сфере 2021 год
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Блог компании Сбер. В декабре в отсветах полыхающих дедлайнов бывает трудно разглядеть то, что давало нам вдохновение и помогало двигаться вперёд весь этот год. А ещё труднее распознать вещи, которые могут стать прорывными и, скорее всего, будут иметь долгие позитивные последствия для развития технологий в будущем.
В этой статье мы собрали шесть самых важных, на наш взгляд, трендов, событий и технологий 2021 года в области финтеха, кибербезопасности, digital-маркетинга и других связанных сфер. Ко многим из них имеет отношение и Сбер. Конечно, это далеко не всё, что происходило и двигало нас вперёд. Если вам есть чем дополнить наш список, будем рады пообщаться в комментариях.
1. Ускоренный переход на облачные технологии
Сегмент облачных технологий демонстрировал рост ещё до пандемии, но в 2021 году «облака» стали развиваться космическими темпами. Это произошло в том числе и благодаря повсеместному переходу IT-компаний на удалённую работу. По данным совместного исследования Deloitte и X5 Group от 2021 года, в котором участвовали 80 компаний из России и СНГ, только в 3% фирм сотрудники работают в обычном режиме из офиса или на производстве. Все остальные — на удалёнке или в гибридном режиме.
«Облака» помогают не только быстро разворачивать удалённые доступы даже для большого числа сотрудников, но и выполнять вычисления, требующие высокопроизводительного оборудования, без расширения собственных мощностей. А это особенно актуально в свете тренда № 2 (читайте ниже).
В самом процессе развития «облаков» не было единства. Так, например, только в сфере безопасности облачных хранилищ Gartner отмечает целых 29 частных технологий, вызывавших больший или меньший интерес в 2021 году.
Источник — Gartner
Сбер не отставал от трендов и весь год улучшал SberCloud.
- Мы представили новый российский суперкомпьютер Christofari Neo, обладающий производительностью в 11,95 петафлопс. Вместе с предшественником он демонстрирует суммарную производительность более 18 петафлопс.
- Christofari Neo работает на графических процессорах NVIDIA A100 и создан специально для разработки моделей-трансформеров с современной архитектурой, для которых требуются большие датасеты.
- В ноябре 2021 года SberCloud обновил платформу ML Space. Самое значимое изменение в том, что теперь платформа мультикластерная. В ней можно использовать как отдельные карты GPU V100 и A100 для разработки, тестирования и деплоя, так и всю мощность Christofari и Christofari Neo. Любая компания сегодня может стать клиентом ML Space, чтобы обучать свои ИИ-модели.
- Был анонсирован гибридный режим платформы ML Space Private, при котором её часть развёртывается на серверах компании, а часть продолжает работать в «облаке» SberCloud.
- Облачные сервисы платформы SberCloud.Advanced теперь доступны для физических лиц. Любой, кто работает над проектами в области ML, может зарегистрироваться на платформе, оплатить услуги и пользоваться возможностями и готовыми технологиями SberCloud.
- Создана платформа Data Science Works (DS Works), чтобы решать бизнес-задачи в области Machine Learning и легко организовывать чемпионаты среди специалистов по Data Science. Чемпионаты могут понадобиться компаниям, если у них не хватает своих специалистов по DS (победители могут быть приняты в штат) или если у них есть сложная задача по ML, которую не смогли решить штатные сотрудники.
«Облака» продолжат развиваться в ближайшие 3–5 лет, поэтому важнейшими задачами для IT-компаний, в том числе и SberCloud, станет повышение удобства работы с облачными ресурсами для клиентов самых разных уровней, а также повышение защищённости данных.
2. Развитие генеративного ИИ
Особый интерес в мире проявляется к генеративному ИИ — нацеленному на генерацию оригинальных, реалистичных артефактов различного характера: музыки, изображений, текстов, видеороликов и др. Они находят не только локальное применение в сфере дизайна, обслуживания клиентов, повышения продаж, но и глобально влияют на реализацию ESG-стратегии компаний.
Впрочем, обо всём по порядку.
- В начале года команды SberDevices и Sber AI представили ruDALL-E — модель для генерации изображений по текстовому описанию, а затем дообучали и дорабатывали её. Модель обучалась на 512 GPU TESLA V100 в течение 37 дней, а затем ещё 11 дней по 128 GPU — всего 20352 GPU-дней. RuDALL-E сравнима с DALL-E от OpenAI по количеству параметров (12 млрд). Генерировать изображения может любой желающий и не только на русском, но и на иностранных языках.
- В сентябре команда Sber AI совместно с CopyMonkey.ai выпустила AI-копирайтера — сервис, который генерирует уникальные товарные описания на русском языке. Для работы ему достаточно задать название продукта и характеристики, которые необходимо отразить в тексте. Он работает на базе RuGPT-3.
- Также мы выпустили первый музыкальный альбом, созданный нейросетью.
- Тренды и достижения в области AI, в том числе и острый вопрос влияния ИИ на ESG, мы обсудили на организованной нами международной онлайн-конференции Artificial Intelligence Journey, которая проходила в ноябре. На неё зарегистрировались более 52 тысяч человек, а записи просмотрели свыше 50 миллионов людей по всему миру.
Мы развивали не только генеративный ИИ. Например, энкодерная языковая модель ruRoberta-large с 355 млн параметров была оценена русскоязычным бенчмарком Russian SuperGLUE как лучшая после человека. Кроме того, в 10-ке рейтинга ещё 5 моделей от SberDevices.
Про все перечисленные и многие другие AI-сервисы мы писали в 2021-м. Кстати, в конце этой статьи мы собрали ссылки на наши лучшие публикации на Хабре этого года, среди которых много материалов по ИИ.
3. Омниканальность на новом уровне
Омниканальность — это бесшовное объединение всех каналов коммуникации с потребителем. При реализации такой стратегии для клиента нет разницы, как и когда он обратился в компанию: через сайт, по почте, в соцсетях или мессенджере, в магазине или по телефону. Диалог должен бесшовно продолжаться даже при смене способа и средства коммуникации, а у бизнеса при этом должна быть вся информация о том, чего хотят клиенты. Средний потребитель больше не использует 1–2 точки контакта для каждой покупки. Их количество доходит до 6 и растёт.
В период пандемии стремительно выросло количество онлайн-покупок, поэтому вопрос организации омниканальных взаимодействий и аналитики стал не просто острым, но жизненно необходимым в ряде компаний. Развились сервисы, организующие такую коммуникацию.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев