Сознание как система памяти
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Блог компании AdminVPS. Учёные из Бостонского университета предложили новое объяснение сознания. Статья «Сознание это система памяти опубликована в журнале Cognitive and Behavioral Neurology (CBN). Согласно их теории, сознание является побочным эффектом работы памяти, необходимой для принятия поведенческих решений.
Их теория сознания объясняет его происхождение, для чего оно полезно, какие расстройства на него влияют и почему так трудно сидеть на диете и сопротивляться другим побуждениям.
Память возникла у животных как механизм адаптации на основе собственного опыта. Однако наличие такого механизма, как эпизодическая память, дало возможность не только для реактивного поведения, но и стратегического — то есть, проактивного выбор действий в соответствии с желаемым результатом. Выбор как таковой при этом остаётся областью бессознательного. Однако наличие памяти, давшее возможность стратегического планирования действий, привело к возникновению нового феномена — феномена сознания.
Существуют исследования, подтверждающие, что выбор формируется бессознательно и становится осознанным примерно через полсекунды. Исследователи зарегистрировали, что мозговые импульсы, указывающие на действие, которое совершит человек, возникают всегда раньше, чем мысль, что он выбрал такое-то действие.
Абстракт исследования гласит следующее: Мы предполагаем, что существует путаница между тем, почему сознание развилось, и тем, какие дополнительные функции оно приобрело в результате продолжающейся эволюции. Рассмотрим эпизодическую память. Если мы верим, что эпизодическая память развилась исключительно для точного представления прошлых событий, она кажется ужасной системой, склонной к забыванию и ложным воспоминаниям. Однако если мы считаем, что эпизодическая память развилась для того, чтобы гибко и творчески комбинировать и переупорядочивать воспоминания о предшествующих событиях, чтобы планировать будущее, то это вполне хорошая система. Мы утверждаем, что сознание изначально развилось как часть системы эпизодической памяти — вполне вероятно, часть, необходимая для гибкого рекомбинации информации. Далее мы утверждаем, что впоследствии сознание было кооптировано для выполнения других функций, не имеющих прямого отношения к памяти как таковой, таких как решение проблем, абстрактное мышление и язык. Мы предполагаем, что эта теория совместима со многими явлениями, такими как медленная скорость и постфактумный порядок сознания, которые не могут быть хорошо объяснены другими теориями. Мы считаем, что наша теория может иметь серьезные последствия для понимания преднамеренного действия и сознания в целом. Более того, мы предполагаем, что эпизодическую память и связанные с ней системы памяти сенсорной, рабочей и семантической памяти в целом следует рассматривать вместе как систему сознательной памяти, поскольку они вместе порождают феномен сознания. Наконец, мы предполагаем, что кора головного мозга является той частью мозга, которая делает возможным сознание, и что каждая область коры вносит свой вклад в эту систему сознательной памяти.
«Короче говоря, наша теория заключается в том, что сознание развилось как система памяти, которая используется нашим бессознательным мозгом, чтобы помочь нам гибко и творчески представлять будущее и соответствующим образом планировать», — объяснил автор корреспонденции Эндрю Бадсон, доктор медицинских наук, профессор неврологии. «Что совершенно нового в этой теории, так это то, что она предполагает, что мы не воспринимаем мир, не принимаем решения и не выполняем действия напрямую. Вместо этого мы делаем все это бессознательно, а затем — примерно через полсекунды — сознательно вспоминаем о том, что делали». Таким образом, процесс осознания — это, по сути, процесс вспоминания.
«Мы знаем, что сознательные процессы слишком медленные, чтобы заниматься музыкой, спортом и другими видами деятельности, где требуются мгновенные рефлексы. Но если сознание не участвует в таких процессах, то необходимо лучшее объяснение того, в чём заключается его роль», — сказал Бадсон, который также является руководителем отдела когнитивной и поведенческой неврологии, заместителем начальника отдела образования и директором Центра когнитивных нейронаук для ветеранов военной службы.
Чтобы объяснить ряд явлений, которые не могли быть легко объяснены более ранними теориями сознания, Бадсон со своими соавторами, психологом Элизабет Кенсингер, доктором философии Бостонского колледжа, и философом Кеннетом Ричманом, доктором философии Массачусетского колледжа фармацевтики и медицинских наук, и разработали эту теорию.
Эпизодическая память — это память об автобиографических событиях, включающая время, местоположение их осуществления, связанные с событиями эмоции и другие контекстуальные данные и знания, такие, как: кто, что, когда, где, почему, которые определены явно, либо каким-либо другим образом. Это содержимое памяти о событиях личного опыта, произошедших в определённом времени и месте. Например, воспоминание о вечеринке в честь шестого дня рождения является эпизодическим воспоминанием. Другим примером воспоминания, извлечённого из эпизодической памяти является следующее: «я вчера ходил на концерт известной группы». Такие воспоминания позволяют человеку осуществлять воображаемые путешествия во времени, в запомненное событие, произошедшее в конкретном времени и месте.
Эпизодическая и семантическая память совместно образуют категорию эксплицитной (декларативной) памяти, которая является одним из двух основных разделов памяти — вторым из которых является имплицитная память.
По мнению исследователей, эта теория нужна, чтобы объяснить природу человеческого выбора и поступков. Что выбор и действия, которые принято относить насчёт сознания, на самом деле совершаются бессознательно — а затем рационализируются на сознательном уровне. Поэтому, поскольку наше сознание не отвечает за наши действия, человек может сказать себе, что собирается съесть одну ложку мороженого, но съедает ещё и ещё, и следующее, что регистрирует его сознание — что контейнер с мороженым пуст. И постфактум человек рационализирует своё решение тем или иным образом, либо соглашаясь со сделанным выбором, либо критикуя себя за него, но ни разу не ставя под сомнение, что это на самом деле был его выбор.
«Даже наши мысли обычно не находятся под нашим сознательным контролем. Из-за отсутствия контроля нам может быть трудно остановить поток мыслей в нашей голове, когда мы пытаемся заснуть, а также почему так трудно поддерживать осознанность (mindfulness)», — добавляет Бадсон.
Бадсон и его соавторы считают ряд неврологических, психических расстройств и нарушений развития расстройствами сознания — включая болезнь Альцгеймера и другие виды деменции, делирий, мигрень, шизофрению, диссоциативное расстройство личности, некоторые виды аутизма и многое другое.
Наконец, в их документе представлена дорожная карта того, как клиницисты, преподаватели и отдельные лица могут наилучшим образом улучшить поведение и получить знания, используя клинические и обучающие методы, которые могут быть эффективными для формирования как сознательного разума, так и бессознательного мозга. При дальнейшем изучении эта работа может позволить пациентам улучшить проблемное поведение, такое как переедание, помочь нам понять, как структуры мозга поддерживают память.
Другое важное направление, которое вытекает из этой работы — развитие философии проблем, связанных со свободой воли и моральной ответственностью.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев