Страх и ненависть параллельного импорта: что это, на основании каких законов существует и как должен работать
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Автор: Екатерина Хананова. Прошло уже больше месяца с момента, как российское правительство легализовало так называемый «параллельный импорт» на законодательном уровне. Пользователи Сети называют это официальным узакониванием челноков, расцвет которых пришёлся на российские 90-е годы XX века. В материале разбираем, что на самом деле представляет собой параллельный импорт, описываем историю его легализации в РФ, и зачем он так понадобился именно сейчас.
Коротко — что такое параллельный импорт?
Термин «параллельный импорт» подразумевает под собой импорт подлинных (это важно!) товаров в страну без согласия владельца прав интеллектуальной собственности. То есть предприниматели могут закупать товар в одной стране и продавать в другой без документированного согласия от правообладателя. При этом, как правило, официально разрешённый ввоз в страну производится через дистрибьюторов продукции — компании или ИП, осуществляющие оптовую, мелкооптовую или крупнооптовую закупку товаров у крупных промышленных фирм-производителей для последующего сбыта товаров ретейлерам или дилерам на региональных рынках.
История законодательного регулирования в Российской Федерации
Законодательство о товарных знаках оформилось в РФ в 1992 году, и оно как раз позволяло ввозить товары по параллельному импорту. В 1993 году в Конституцию РФ приняли статью 74, ограничивающую свободу перемещения товаров исключительно в общественных, а не в частных интересах. В 1994 году Россия и Евросоюз подписали договор о партнёрстве и сотрудничестве, разрешающий параллельный импорт между РФ и странами Евросоюза.
В конце 2002 года Высший арбитражный суд внёс поправки в закон «О товарных знаках» и запретил параллельный импорт. Также его запретили в России статьёй 14.87 Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу в 2008 году, по которой «не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия». Это так называемый национальный принцип исчерпания прав, когда владелец товарного знака фактически контролирует и монополизирует рынок сбыта своей продукции на территории страны, решая, кто и как будет продавать его товары. Такой принцип действует не только на территории РФ, но и, например, в США. Есть ещё международный принцип исчерпания прав, в рамках которого ввозить товар под зарегистрированной товарной маркой могут практически любые участники рынка, а не только одобренные фактическим владельцем марки.
Разговоры о легализации параллельного импорта начались задолго до 2022 года или даже до 2014 года. Основным сторонником его введения выступает ФАС. Как указал в 2014 году начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николай Карташов, ведомство с 2009 года последовательно выступает за введение международного принципа исчерпания прав. Как минимум, проблема параллельного импорта обсуждалась ещё в 2009 году на встрече глав ФАС и Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в Российской Федерации.
В 2011 году первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов провёл совещание по проблемам параллельного импорта, в рамках которого было озвучено предложение ФАС о введении поправок к статье 14.87 Гражданского кодекса и статье 14.1 закона «О защите конкуренции», чтобы разрешить ввоз товаров в РФ любым предпринимателям, законно купившим товар. Позже ФАС ещё раз призвала узаконить параллельный импорт уже на территории Таможенного Союза (ТС).
В 2012 году ФАС заявила, что национальный принцип исчерпания прав приводит к монополии владельцев товарных знаков на рынке, включая преднамеренное манипулирование ценами и ассортиментом внутри страны в ущерб потребителям. Ведомство заявило о необходимости легализовать параллельный импорт, за исключением компаний, локализующих производство на территории РФ, поскольку параллельный импорт может обесценить их инвестиции.
Также основанием для неприменения параллельного импорта в отношении продукции зарубежных компаний мог стать контракт на развитие бренда. В 2013 году вопрос параллельного импорта начали очень активно обсуждать во всех отечественных СМИ. К осени 2013 года ФАС собиралась подготовить проект соответствующего нормативно-правового акта и начать его обсуждение. Вводить параллельный импорт собирались только вместе с Республикой Беларусь и Казахстаном.
В 2014 году ФАС допустила легализацию параллельного импорта на ряд товаров, прежде всего, медицинских, в период с 2016 по 2020 год. В том же году служба представила соответствующий законопроект. Позже ведомство запланировало законодательно закрепить право на параллельный импорт до 2024 года. В 2015 году список первоочередных товаров для импорта с медицинских расширился до парфюмерии и косметики, автозапчастей, продуктов питания и детского питания, средств личной гигиены. К 2020 году страны ЕАЭС договорились определить точный список для параллельного импорта.
В 2016 году подписано решение Межправительственной комиссии ЕЭК о необходимости внесения изменений в статью 16 Договора о Евразийском экономическом союзе, позволяющих вводить режим международного исчерпания прав в соответствующих случаях. В 2017 году эти поправки одобрили. Сейчас в ЕАЭС входят: Россия, Республика Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. Причём в Армении ещё до вступления в союз в январе 2015 года международный принцип исчерпания прав применялся ко всем категориям товаров. В 2018 году Калининградская область вызвалась стать экспериментальной площадкой для внедрения параллельного импорта, чтобы проверить опасения ФАС в вероятном сокращении инвестиций после перехода на международный принцип исчерпания прав.
В 2018 году также имел место занятный судебный инцидент. Конституционный суд разрешил российским судам признавать допустимым ввоз товаров без согласия правообладателя в случае «недобросовестности его поведения». Разрешение касается случаев, когда правообладатель «очевидно действует в корыстных интересах», то есть завышает цены или создаёт монополию на рынке, а также когда выполнение требований правообладателя может создать угрозу «для конституционно значимых ценностей», например, сознательное ограничение доступа к жизненно важным товарам или следование режиму санкций против РФ.
В 2020 году аналогичное решение было принято ФАС в отношении разбирательства с производителями автозапчастей KYB Corporation и Daimler A.G. Истцы пытались получить разрешение на ввоз приобретенных за пределами РФ оригинальных автомобильных запчастей, но их обращения не были рассмотрены. Служба признала это «актом недобросовестной конкуренции, запрет на который предусмотрен статьей 14.8 Закона о защите конкуренции». Это первое подобное решение ведомства. Позже Арбитражный суд Москвы подтвердил его законность.
2022 год в истории повторного узаконивания параллельного импорта в РФ
Осуществить планы по легализации параллельного импорта до 2022 года не удавалось из-за законодательных ограничений. Почти за 10 лет ФАС так и не удалось добиться полноценного разрешения, за исключением вопросов, связанных с торговлей в рамках ЕАЭС. И вот наступил конец февраля 2022 года, начался всем известный геополитический конфликт, не нуждающийся в представлении. Зарубежные компании начали массовый исход с российского рынка как по собственной инициативе, так и вследствие введённых против РФ санкций. На горизонте намечается грядущий серьёзный дефицит товаров, в том числе социально значимых.
В результате российское правительство вновь обратило внимание на инициативу ФАС по введению параллельного импорта, о необходимости которого служба, как вы поняли, трубит уже довольно долгое время. Частично сбылись предсказания ведомства о недостатках и опасности национального принципа исчерпания прав, особенно на фоне отсутствия планомерного развития производства собственных отечественных аналогов в РФ.
К работе над легализацией параллельного импорта вскоре подключился Минпромторг.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев