Универсальное поселение как точка роста следующего социально-экономического уклада

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Авторы: Игорь Герасимов, Игорь Фёдоров, Сергей Каменев. Тема так называемых альтернативных (экологических, общинных) поселений постепенно становится всё более актуальной. Многих привлекает возможность уйти от городской суеты, проживать в единении с природой. Плюс рядом с теми, кто считается своим, разделяет те же ценности, взгляды, связан общностью профессии.

Спектр подобных поселений разнообразен. Селятся общинами вне городов и по религиозному признаку — от виссарионовцев до анастасийцев. И по профессиональному — программистские коливинги. Есть и образовательные сообщества — такие, как «Китеж» и «Орион» в Калужской области. И политические коммуны — члены «Сути времени» Сергея Кургиняна в Костромской области. И так далее.

С другой стороны, всё больше людей выбирают этот образ жизни в индивидуальном, семейном качестве: перебираются за город, в свой отдельный дом, стараются работать удалённо.

Причины смены локации

Какие факторы работают в пользу смены локации на загородную?

Во-первых, повсеместное распространение широкополосного интернета, в том числе мобильного, что позволяет каждому вне зависимости от местоположения быть на связи со всем миром, дистанционно работать, генерировать и потреблять информацию.

Во-вторых, доступность коммунально-бытовых технологий, которые позволяют относительно быстро и недорого построить индивидуальный дом со всеми удобствами.

В-третьих, бурное развитие разнообразных сервисов доставки.

Очевидно, для многих такая жизнь будет заведомо более комфортной. При условии, что не нужно ежедневно ездить на работу далеко от дома.

Так или иначе, городской уклад с его экстремальной скученностью населения, бесконечными пробками, загазованностью, шумом и мельтешением “напрягает” значительное количество людей. А ряд сомнительных проектов стремятся ещё больше укрупнить и без того чудовищные мегаполисы, подчинив жизнь их обитателей жёстким цифровым регламентам. Это, мягко говоря, приветствуют не все. Особенно в странах, где огромна площадь неосвоенных земель.

Жизнь вне современных городов — это, со всей очевидностью, чистая экология, свежий воздух. Это место для отдыха прямо там же, где и местожительство. Это возможность самому по мере сил обеспечивать себя продовольствием (хотя понятно, что это не должно быть основным содержанием деятельности, а лишь приятным дополнением). Это простор и свобода. И, конечно, немаловажно то, что стоимость квадратного метра жилья будет намного, до нескольких раз, ниже, чем в городе.

Коллективный аспект

Но у загородной жизни есть и свои недостатки: значительная удалённость от привычных центров получения различных услуг и развлечений, сложности с социализацией детей в коллективах (если школьник находится на семейном обучении) и др.

Можно ли решить эти проблемы, не теряя в преимуществах загородного проживания? Да – если придать всему этому коллективный аспект. Ведь совместные действия многих договорившихся между собой людей, многих семей, домохозяйств потенциально могут дать результат, качественно отличающийся от простой суммы усилий отдельно взятых участников.

Можно поставить такую задачу: сделать так, чтобы всё необходимое для жизни и развития контролировались непосредственно участниками. Чтобы это было реализовано на месте, а не предоставлялось внешней социальной средой, где рядовые граждане ни на что не влияют и права голоса фактически не имеют. И к тому же еще чтобы у каждой семьи был пассивный доход, «базовый», «безусловный».

Основные принципы

Нужно исходить из того, что социально-экономические проблемы, с которыми каждый день сталкивается большинство людей, надо решать комплексно. Именно на это и должен быть направлен поиск такой модели, где нужно учесть всё: производство, проживание, обеспечение базовыми благами, социальное обеспечение, потребление, образование, самосовершенствование, самореализация, творчество и многое другое. И всё это – отнюдь не в эскапистском ключе (бегство от цивилизации), не в отрыве от фундаментальных тенденций общественного развития, а в их рамках. Разумеется, с максимально активным жизненным подходом, а не позволяя течению нести себя непонятно куда.

Проще говоря – это не просто модель поселений как таковых, будь то сектантских, программистских, общественно-политических и каких угодно. Это именно комплексная модель повседневной жизни среднего человека, не испытывающего неприязни к коллективистским и эгалитаристским подходам. Жизни на новых принципах в формирующихся ныне новых условиях, с учётом перспективных тенденций.

Итак, переходим к формулированию основных принципов.

Первый принцип — отсутствие потерь в качестве жизни при преобразовании собственного жизненного уклада. Формальный уровень, выражающийся в деньгах, конечно, может и снизиться. Это же касается и привычных городских развлечений. Но… так ли уж нужна эта яркая, но бессмысленная мишура, особенно сейчас, когда мучительно отмирает старое и должно родиться что-то новое?

Второй принцип — уход от прежней вовлечённости в систему, когда каждый человек, каждая семья, каждое домохозяйство в одиночку предстаёт перед отчуждёнными центрами принятия экономических, политических, образовательных и прочих решений, касающихся личной судьбы. Причем, как видно, положение для основной массы населения, скажем так, вряд ли улучшается… То есть решать самим, коллективно, как жить — насколько это, конечно, возможно. Хотя бы на уровне близкого, непосредственного контакта по жизненно важным повседневным вопросам.

Третий принцип — формирование для каждого домохозяйства хотя бы минимальной «подушки безопасности» по типу безусловного основного дохода. Здесь начальной базой может послужить как минимум сдача в аренду собственных высвободившихся городских квартир. Также можно рассмотреть совместное сооружение какого-либо актива недвижимости. Например, кластера домов, которые можно регулярно сдавать в аренду.

Четвёртый принцип — коллективное взаимодействие с целью предсказуемого, гарантированного жизненного обеспечения собственными силами, а также реализуемое собственными решениями саморазвитие и развитие своих детей. То есть совместное обустройство быта (с сохранением принципа расселения семей по отдельным домам), коммунального обеспечения, распределения благ, образования, досуга, культуры и так далее. Скорее всего, совместное кооперативное производство: удалённая информационная работа, материальное производство на месте, разъездная работа.

Пятый принцип — не потребительское прожигание жизни, а конструктивное саморазвитие, по индивидуальной программе или коллективно. В плане образования, научных знаний, культуры. Соответствующее воспитание детей. Соответствующий досуг.

Шестой принцип — коллективное участие в проработке вопросов, связанных с зачатками нового технологического уклада (эта тема ранее была подробно рассмотрена ЗДЕСЬ). Участие по принципу Open Source. Или в кооперации, по договорённости, с венчурными структурами.

Можно определить теперь и условное название, понятие для всего этого. Предлагается такое – универсальное поселение. То есть поселение, где на системной основе решаются практически все самые разнообразные проблемы участников собственными объединенными усилиями.

uklad1.png

Практика

Проект, конечно, не должен быть реализован просто как совокупность рядом живущих семей — наподобие СНТ или коттеджного поселка (да и хотя бы просто соседского поселения наподобие программистского хутора-коливинга). Нужна самодостаточность, нужны общие площадки, нужно общее социальное ядро на кооперативной основе: производственное, потребительское, коммунальное, культурное, образовательное. Необходимо сразу же ориентироваться на максимально полный цикл жизнеобеспечения своими силами и своими решениями. И, что важно, система должна не замыкаться в себе, быть направленной не только вовнутрь, но и вовне.

Итак, поставлена задача, можно попробовать примерно представить, как она может быть решена.

Допустим, в проекте начинают участвовать несколько десятков семей. Они делегируют из своего состава минимум по одному человеку, способному физически осуществлять строительные и отделочные работы. Из них формируется строительный отряд. Подбирается площадка, приобретается земля, прокладываются коммуникации, закупаются материалы (и средства их производства). После чего под руководством профессиональных строителей отряд, разбившись на бригады, возводит индивидуальные дома и объекты общего назначения, с внутренней отделкой и монтажом инженерно-коммунальных систем.

Допустимы и другие варианты постройки поселений: готовые дома, автономные дома, строительство силами сторонних организаций, дома на колёсах, всевозможные комбинированные варианты и т. д. Всё это обсуждаемо, всё решаемо на уровне совета участников поселения.

Важно предусмотреть участие и тех, кто не сможет немедленно внести вступительный взнос – в этом случае они “отработают” его своим трудом. То есть нужно максимально снизить планку вхождения, чтобы в проекте смогли участвовать все желающие.

В поселении каждая семья получает от своих же соседей-товарищей (людей с различными компетенциями) практически весь объём базовых благ: проживание, коммунальные услуги, питание, образование, уход за пожилыми и др. Участники смогут выбирать, где именно им трудиться: или на предприятиях в совместном владении, или в секторе собственного социально-коммунального обеспечения поселения, или на стороне, или вообще не работать. От этого выбора зависит величина общего взноса на проживание, но в любом случае следует сделать так, чтобы проживание и социальный пакет обеспечивался гарантированным пассивным доходом. Что это означает? Нужно сделать так, чтобы у каждой семьи в пользовании был один дом для проживания, а также (в официально зарегистрированной собственности, как гарантия) – ещё как минимум один дом в коммерческом кластере, который можно сдавать в аренду.

То есть семья участника, у которого уже статус хозяина, с каждым новым трудовым днём становится богаче, потому что у неё в собственности есть актив, с которого она получает доход. Это приведёт к тому, что у людей появится неотчуждаемое чувство собственного достоинства, уверенность в завтрашнем дне.

Плюс важно постоянно поддерживать общую культурную жизнь: регулярно организовывать досуговые мероприятия, активный отдых, спортивные состязания, праздники, конкурсы, самодеятельность, экскурсии и т. д. Нести свою культуру во внешний мир. Обучаться, участвовать в коллективной проработке научных проблем переднего края – в том числе в сотрудничестве с иными инновационными и венчурными центрами. Благо, от забот о куске хлеба на определённом этапе развития можно уже избавиться.

Крайне важно при этом предотвратить выделение доминирующих, эксплуататорских, паразитических звеньев. Прежде всего это должно достигаться недопустимостью сосредоточения юридических прав и рычагов фактического контроля над критическими звеньями. Например, в поселке программистов в Кировской области разгорелся конфликт: участники обвинили основателя в том, что он застолбил лично за собой ряд ключевых элементов инфраструктуры, а также участок, через который проходит единственная дорога от магистрали к домам всех остальных, и начал брать с них плату за проезд. Спрашивается, где же единство и кто ради кого живёт? Очевидно, что необходима серьёзная фильтрация участников на стадии рассмотрения заявок. Такая фильтрация поможет отобрать порядочных и целеустремлённых людей, то есть сторонников прогресса, разума, гуманизма и т. п.

Управление, конечно, должно осуществляться открыто в режиме реального времени посредством онлайн-обсуждений и голосований, а также на всеобщих собраниях (подведение итогов, принципиальные вопросы).

Должен применяться инициативный проблемно-ориентированный подход: вычленение проблемы по инициативе любого участника, сбор идей для её решения, сбор желающих для реализации (либо собственными усилиями энтузиастов, либо делегированием решения штатным силам поселения).

В первую очередь целесообразно запустить производство стройматериалов, сельхозпродукции и продуктов питания, в том числе для собственных нужд, а также информационное коллективное производство.

Да, понятно, что это — в любом случае не для всех. Не для сектантов, даже не для всех программистов. Это вообще не привязано к профессии, нужна, разумеется, многофункциональность. Скорее тут речь о мироощущении. Всё это для тех, кто хотел бы жить спокойно и предсказуемо, в кругу своих, по коллективистским принципам. Для тех, кто не стремится возвыситься над другими, стать более крутым, чем остальные. Для тех, кто не привык меряться имуществом, участвовать в каком-то нелепом соревновании за общественный статус (где всё равно победить не получится). Для тех, кто хотел бы заниматься саморазвитием, творчеством, наукой. Для тех, кто хотел бы точно так же обеспечить коллективно развитие своих детей.

Это — путь не назад, а именно вперёд, в новый уклад. Причем путь, который предполагается проложить самим, не уповая на тех, кто наверху. Для тех, кто не хочет, чтобы его нёс поток, управляемый чуждыми силами, а намерен формировать собственный. В это непростое, переломное время судьба людей, обычных, простых граждан — в их собственных руках. Но при важном условии — спасаться надо вместе. Собраться там, где не будет отчуждения, и начать новую жизнь. Начать не на свой “атомизированный” страх и риск, а сообща решая общие коммунальные и социальные вопросы, свободно развиваться, взращивать собственную культуру, участвовать в научных изысканиях на переднем плане.

Это — совершенно иной уровень независимости. Это — обретение ясной цели в жизни, когда всё находится в состоянии неопределённости. Возможность непосредственно участвовать в создании образа будущего. А, значит, обретение смысла и понимания. Причем без потерь. Надо только собраться тем, кто действительно этого хочет, и договориться. Собраться своим, без чужих.

Будущее

Может ли получиться так, что именно в нынешних условиях комплексные альтернативно-поселенческие кластеры (универсальные поселения) превратятся из узконишевого явления в точки роста нового уклада? Наподобие городов средневековой эпохи как узлов роста буржуазного уклада в недрах феодального? Очень даже возможно. Предлагаем обсудить это в комментариях.

uklad2.png

Чего же мы хотим добиться, опубликовав эту статью?

Мы хотим пригласить к некоммерческому сотрудничеству заинтересованных специалистов, а также обычных людей, которые хотели бы поучаствовать в вышеописанном. Как IT-специалистов, так и работников других сфер. Мы будем рады и людям со своими идеями, со своим видением подобных проектов. Возможно, кто-то предложит лучший путь. Давайте знакомиться в комментариях.

Мы хотим заразить людей этой идеей, чтобы она рано или поздно была воплощена. Пусть даже и не нами (если у нас что-то пойдёт не так). Убеждены, что нужен общественный проект создания сети универсальных поселений, где люди могли бы сами решать свою судьбу на коллективных началах.

Мы планируем обратиться к властям дружественных стран с предложением запуска государственной программы по адаптации желающих участвовать в подобных проектах, с предоставлением льготных условий. А еще лучше — в увязке с инициативой ICAR (разработка универсальных роботизированных устройств и интеллектуального облака).

Много ли найдется людей, готовых своими руками строить описанные здесь элементы будущего? Посмотрим. Для тех, кого заинтересовали высказанные здесь предложения, – вот обратная связь.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (2 votes)
Источник(и):

Хабр