Выход из плоскости. Тактильная графика и закоулки интеллекта

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Автор: Олег Сивченко. Уже очень давно я писал на Хабре статью о кипуhttps://habr.com/ru/post/557112/ – узелковом письме древних инков. В этой статье я упоминал, что Луи Брайлю удалось создать шрифт для слепых из-за стечения обстоятельств: Луи не был слеп от рождения, а утратил зрение, поранив себе глаз грязным шорным ножом, с которым неосторожно играл в отцовской мастерской.

Вскоре из-за распространившейся инфекции Луи ослеп и на второй глаз, после чего попал в приют знаменитого педагога Валентина Гаюи, который уже не первым бился над разработкой шрифта для слепых. Но зрячий Гаюи не пошел дальше изготовления рельефных слепков латиницы, а слепой Брайль, представлявший, тем не менее, что такое «видеть», и что такое «текст», предложил принципиально иной шрифт, благодаря которому вошёл в историю.

Впоследствии я задумывался, а возможны ли (и каким образом создаются) научные визуализации для слепых и слабовидящих. В своё время мне довелось перевести замечательную книгу «История науки в знаменитых изображениях (в оригинале «Cosmic Imagery») – своеобразную энциклопедию, посвященную иллюстративной, наглядной составляющей науки и культуры. Множество глав этой книги посвящено точным наукам, и она не оставляет сомнений, что без картинок и схем многие вещи слишком абстрактны и невообразимы для человека. Именно поэтому я собирался вернуться к данной теме и рассказать, какие «брайлевские» наработки сейчас существуют для имитации научной графики для незрячих.

Графическая информация – иллюстрации, графики, схемы – незаменима в качестве дополнения сложного текста, в особенности, специального или естественнонаучного. Поэтому в течение XX века предпринимались попытки адаптировать брайлевскую технологию для представления графики, но всё оказалось не так просто. Успех брайлевского шрифта связан с тем, что эта знаковая система ближе к коду, чем к языку, и описывает ограниченное множество символов. Это множество практически не меняется (но иногда всё-таки дополняется – например, символом «@») и легко стандартизируется. Каждый брайлевский символ можно вписать в стандартную решётку размером 3×2. В эту решётку вполне вписывается латиница, но для 33 строчных и 33 заглавных букв кириллицы её не хватает. Подробнее почитать о развитии брайлевского шрифта можно в книге Чарльза Петцольда «Код».

Но даже при применении стандартных буквенных блоков шрифт Брайля не только быстро исчерпывается, но и получается громоздким. Взгляд безразмерен, а палец достаточно велик, при ограниченной тактильной чувствительности. Поэтому самая обычная брайлевская книга получается громоздкой, и вписать иллюстрации в брайлевский текст затруднительно. С развитием аудиокниг и прочего акустического контента шрифт Брайля в принципе начинает морально устаревать, но аудиоверсии учебных материалов никак не решают проблему иллюстраций.

Тем не менее, отличать текст от иллюстрации на ощупь можно. В данном случае читатель должен чётко ощущать переключение контекста: например, сплошную или пунктирную линию. Другой вариант – заменить выпуклый брайлевский шрифт на наколотые лунки, то есть, изменить саму форму осязаемого знака. Ниже я подробнее остановлюсь на этой стратегии, а сначала перечислю простые эмпирически выработанные приёмы брайлевского представления графики.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр