«Бизнес-юнит — как семья». Незрячий сотрудник VK водит экскурсии по офису и развивает цифровую доступность

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Блог компании VK. Я Артем Плаксин, незрячий специалист по цифровой доступности в VK. Я делаю наши сервисы удобными для людей с ограниченными возможностями здоровья и работаю над социальными проектами. Ещё я веду блог — как пользователь той самой доступной среды, айтишник и просто живой человек. То, как устроена моя работа, — отличный пример, как внимание к потребностям людей помогает менять мир к лучшему.

Делать что-то для нас нужно с нами: чем я занимаюсь в VK

Ещё в школьные годы я общался с разработчиками из «ВКонтакте». Не как спикер или приглашённый эксперт — просто как незрячий пользователь, который разбирается в теме. Мы созванивались и обсуждали, как доступно сверстать мобильную версию сайта. Это была их личная инициатива — не какое-то задание сверху. Уже тогда у меня возникала мысль пойти работать во «ВКонтакте». Я бесплатно делал вещи, за которые людям платят деньги. Но тогда вакансий не было, да и тема доступности была непопулярной.

В 2019 году, сразу после школы, я устроился в Everland. Это инклюзивный проект, который обучает и трудоустраивает людей с ограниченными возможностями. Людям дают профессию, а потом и работу: Everland занимается аутсорсом, разрабатывает и тестирует цифровые решения на заказ.

Меня позвали создавать направление тестирования цифровой доступности — я занимался им с 2017 года и уже имел определённый опыт. Мы работали над проектами заказчиков: оценивали, насколько их продукты подходят для людей с инвалидностью, давали рекомендации и помогали разрабатывать инклюзивные решения. В Everland я проработал до 2022 года — руководил отделом тестировщиков и сам занимался тестированием.

В 2023 году я получил приглашение в команду VK. Мы уже сотрудничали в рамках Everland: агентство работает со многими крупными клиентами. А конкретно я как руководитель отдела невизуальной доступности много помогал VK с адаптацией их продукта для незрячих.

biznes1.pngРабочее место Артёма.

В VK я тестирую доступность сайтов и мобильных приложений наших сервисов — «ВКонтакте», «Одноклассников», Mail.ru и других. Я придумываю и реализую тестовые пользовательские сценарии, прохожу их как обычный пользователь и даю рекомендации по улучшению. А ещё анализирую невизуальный дизайн: например, предлагаю идеи, как лучше спроектировать эту кнопку или тот инструмент.

Доступность — это не только пандусы: люди с инвалидностью тоже сидят в интернете и пользуются цифровыми услугами. Но они иначе воспринимают веб, и мы как создатели крупного ПО должны учитывать их потребности. Например, незрячие и слабовидящие люди не пользуются мышью. Они перемещаются по сайтам с помощью клавиатуры. А теперь представьте сайт, где кнопки реализованы как блоки, «невидимые» для клавиатуры. На них можно только нажать мышкой — незрячий человек не может этого сделать. Моя задача — не допускать подобного. Мы делаем продукт таким, чтобы пользоваться им было удобно всем вне зависимости от особенностей восприятия:

  • следим, чтобы элементы интерфейса откликались на клавиатуру;
  • прописываем для картинок и видео замещающий текст, чтобы люди могли прочитать, что там изображено;
  • адаптируем скрипты и визуальные решения;
  • проверяем, насколько хорошо интерфейс читается со скринридера, и так далее.

Конкретно моя работа — тестировать невизуальную доступность, то есть не связанную с визуальным дизайном. Я проверяю, насколько людям удобно пользоваться теми или иными функциями с клавиатуры, без мыши и монитора. Это одно из направлений доступности — в целом сфера куда шире: адаптация интерфейса для незрячих людей и, скажем, для пользователей с нарушенной моторикой — совершенно разные задачи.

Когда занимаешься такими проектами, важно понимать настоящие потребности людей, для которых это всё делается. Среди незрячих людей популярно выражение: «Ничего для нас без нас» — не надо делать продукты для нас без нашего участия, надо делать вместе с нами. Если человек сам незрячий или слабовидящий, он лучше понимает, какие фичи ему нужны.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр