«Если ИИ — это мозг робота, то RPA — его руки». Что умеют программные роботы
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
В ближайшие два года российский рынок RPA-систем, вероятно, будет расти. даже быстрее, чем в период пандемии. К 2024 году его объем может достигнуть 60 млрд рублей по сравнению с 16 млрд рублей в 2021 году. Компании внедряют программных роботов, чтобы автоматизировать рутинные операции в бухгалтерии, финансах, логистике, управлении персоналом.
Михаил Верисов, директор Центра технологий роботизации «Некст», рассказал Хайтек+, что такое RPA, какие преимущества и ограничения есть у технологии, какие тренды можно увидеть в индустрии, а также поделился кейсами применения программных роботов.
— Что такое RPA и для каких целей предприятия внедряют эту технологию?
— RPA (robotic process automation) — это программные роботы, которые умеют повторять действия человека при работе за компьютером в любых информационных системах. Например, роботы могут отвечать на письма или заполнять формы в интернете. Они работают с интерфейсами ПО точно так же, как реальный человек. Технология RPA будет полезна тем специалистам, которые каждый день заняты рутинными операциями. Если программный робот будет выгружать платежные получения, выдавать справки, отсматривать резюме, у специалистов появится время на нестандартные, творческие задачи.
— А как сделать такого робота?
— Достаточно записать видео на мониторе, как сотрудник выполняет задачу — например, оплачивает счета или оформляет больничные листы. Разработчики сделают робота, который просто будет выполнять эти действия так же, как это делает человек — только быстрее и без ошибок.
— Давайте на примере типичной офисной задачи: общение с клиентами по электронной почте. Можно ли отдать эту задачу роботу — и сколько будет стоит такой проект?
— Все зависит от того, насколько это сложный процесс. Предположим, есть список из нескольких сотен контактов, и каждый день им нужно рассылать информацию, учитывая специфику каждого: по-разному обращаться, добавлять дополнительную информацию из интернета. В этом случае робота можно сделать за 300–500 тысяч рублей, если в компании есть соответствующая инфраструктура. На разработку понадобится буквально несколько дней.
— Можно ли сказать, что RPA технология способна заменить задачи линейного персонала?
— Приведу в пример работу бухгалтера. RPA не может полностью заменить такого специалиста, поскольку технология лучше подходит для того, чтобы автоматизировать рутинные и повторяющиеся задачи. А бухгалтер часто занят решением аналитических задач. Однако RPA можно внедрить для того, чтобы передать роботам работу с связанную вводом и обработкой данных, генерацией отчетов и другие подобные задачи — и помочь сотруднику сосредоточиться на сложных задачах, для которых нужны его профессиональные компетенции и внимание.
— А какой кейс в вашей практике показался вам самым нетипичным? Самым масштабным?
— Самым масштабным я бы назвал проект для ПАО «ММК» — цифровой офис сопровождения поставок металлолома. ММК ежегодно закупает около 3 миллионов тонн металлолома на 80 млрд рублей. Соответственно, объем документооборота огромный — около 30 000 документов в месяц, которые раньше оформляли 32 сотрудника. После внедрения RPA весь бизнес-процесс обеспечивают двадцать пять программных роботов.
Самый необычный проект мы делали для медийной компании Amadei, которая занимается дистрибуцией музыки и раскруткой артистов. Собственник решил сразу выстраивать автоматизированные процессы внутри компании — это достаточно редкий случай. А когда компания выросла и увеличилось количество заявок, дополнительные ресурсы на разработку были уже не нужны: программным роботам не принципиально, сколько операций обрабатывать — 10 или 1000.
— По вашему опыту, для каких бизнес-процессов наиболее часто применяется RPA на российском рынке?
— Больше всего — по крайней мере, у нас — востребованы роботы для бухгалтерского учета. А вообще программных роботов используют в различных сферах: в финансах, экономике, логистике, снабжении, закупках, продажах, маркетинге.
— Какие еще технологии автоматизации существуют и в чем специфика именно RPA?
— Технологий автоматизации — бесконечное множество: ERP, BPM, CRM, IoT и многие другие. Специфика RPA в том, что программным роботам не нужны специальные средства интеграции. Робот точно так же, как и человек, двигает курсором, нажимает на кнопку, вбивает данные.
Весь окружающий мир сделан для человека, будь то машины с педалями и рулем или межкомнатные двери. Об этих принципах писал еще Айзек Азимов: например, шарообразный робот не откроет дверь, потому что не сможет повернуть ручку. А человекоподобный робот сможет — так и RPA использует все существующие интерфейсы, разработанные для человека, это одно из основных преимуществ технологии.
— А можно ли использовать RPA в связке с этими технологиями?
— Да, роботов можно использовать вместе с технологиями Task Mining (помогает выявлять процессы для дальнейшей роботизации), машинного обучения, искусственного интеллекта, распознавания текста, больших данных и многими другими.
Можно сказать, что ИИ, включая машинное обучение и обработку естественного языка, — это мозг, который отвечает за общение и принятие решений, а RPA — руки, которыми это решение исполняется.
Тренды рынка
— Как давно RPA существует на глобальном рынке?
— Появилась технология в начале 2000-х годов, а активно развивается только в последние годы. Первые попытки внедрения в России были в 2016 году, в банковской сфере.
— Какие тенденции в сфере RPA можно увидеть сейчас на российском рынке?
— Основная тенденция — импортозамещение и развитие рынка отечественных RPA-платформ. Рынок отчасти был готов к уходу зарубежных вендоров, однако пока сохраняется тренд на миграцию, есть предприятия, которые еще завершают переход на российские платформы RPA.
RPA становится частью более крупных проектов и интегрируется с другими технологиями, такими как машинное обучение, искусственный интеллект и аналитика данных.
Предприятия перестают воспринимать RPA как игрушку и рассматривают технологию как полноценный инструмент автоматизации, хотя не так давно проекты воспринимались только как пилотные. Возможно, повысилась осведомленность рынка, или интеграторы стали лучше рассказывать о технологии. В последнее время предприятия приходят к нам с уже четко сформулированной бизнес-задачей.
— Какие заказчики приходят чаще всего и с какими запросами?
— Чаще всего это большие организации — банки, промышленность и производство, с финансовыми и бухгалтерскими вопросами: в их деятельности много повторяющихся операций. Однако есть и клиенты из других индустрий.
Главный запрос — чтобы экономисты занимались экономикой, а не перекладыванием данных из таблицы в таблицу. Чтобы бухгалтеры повышали качество и скорость учета, а финансисты улучшали эффективность управления средствами предприятия, а не проводили платежки в банке.
— Получается, к вам чаще всего обращаются крупные предприятия?
— Да. Дело в том, что они умеют управлять инновациями, готовы к изменениям и могут позволить себе инвестиции в новые технологии.
— Чем глобальный рынок отличается от российского в отношении RPA?
— В первую очередь тем, что RPA начала на нем развиваться раньше — соответственно, она применяется более широко и сам рынок существенно больше как в финансовом объеме, так и в количестве внедрений и предприятий, которые уже используют технологию.
— Почему на глобальном рынке выше доля проникновения RPA? Дело только в том, что там технология появилась раньше?
— Технология появилась позже — соответственно, предприятия не всегда знают о ее возможностях. Но дело еще и в том, что на мировом рынке цена рабочей силы выше, чем на российском. Поэтому в сопоставлении со стоимостью лицензии RPA на западе окупаемость выше.
Сейчас, когда уровень развития отечественных RPA-платформ достаточно высокий и российские лицензии стоят в 2–3 раза дешевле западных, ситуация меняется — низкая стоимость и быстрая окупаемость стала одним из драйверов развития RPA в России.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев