Грядут цифровые деньги?
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Автор: Михаил Медведев. Меня дважды спрашивали о цифровых деньгах, которые якобы грядут в Подмосковье, и не только. Я данный вопрос упустил из виду – сейчас он мне мало интересен, – но подчитал что нужно. И вот что удалось выяснить. Скажу сразу, что выражаю исключительно личное оценочное суждение. Но профессиональное. Как-никак я по образованию экономист и, хотя денежное обращение не моя специализация, задурить мне голову намного сложнее, чем простому обывателю.
Объясняю, начиная с азов, – буквально на пальцах.
Вообще, денежное обращение – вещь неправедная (начиная с момента, когда человечество отринуло натуральное хозяйство, и особенно после отмены золотого стандарта). Потому что эмитент бумажных или электронных денег – это, по умолчанию, шулер с четырьмя тузами в рукаве.
Фактически, денежное обращение предназначено для регулирование одной единственной операции – товарного кредита. Субъект А передает субъекту Б товар стоимостью 1 единицу. К чему это приводит? К тому, что субъект Б оказывается должен субъекту А единицу стоимости. В денежной системе появляется положительный долг субъекта А (ему должны – на бухгалтерском языке, дебиторка) и отрицательный долг субъекта Б (он должен – кредиторка).
Деньги предназначены выражать исключительно это отношение: другого применения им попросту нет.
Обратите внимание, что в справедливой денежной системе положительные долги всегда равны отрицательным. Все правильно, ведь долг – понятие двухстороннее, иначе он не существует.
А что происходит при эмиссии бумажных или электронных денег? У эмитента на руках внезапно оказывается некая положительная сумма, которую он, строго говоря, не заработал – ведь никакого отрицательного долга в системе не значится. Это фактическое жульничество, поэтому я и говорю, что любой эмитент – шулер с четырьмя тузами в рукаве.
Теперь немного истории.
Традиционно в роли шулера выступало государство – при наличии у него собственной денежной системы, разумеется. Государство могло преследовать благовидные или неблаговидные цели, но деньги при эмиссии возникали ниоткуда – это не вызывало сомнений.
В тридцатых годах прошлого века США – вернее, его выгодоприобретателям – удалось протолкнуть доллар в качестве международной расчетной валюты. В результате главным мировым шулером сделались США.
Через полвека СССР грохнулся, результатом чего стало то, что его наследники утратили последнюю – внутреннюю – финансовую независимость. Рубль привязали к доллару, руководящим органом сделали независимый от государства Центробанк. Суть перемены заключалась единственно в том, что государство утеряло право печатать деньги: отныне такие решения принимались за рубежом. Сменился выгодоприобретатель.
Дальше пошло еще веселее.
Изобрели криптовалюту – вещь совершенно безумную с технологической точки зрения. Она настолько безумна, что молодым айтишникам сносит головы напрочь: люди перестают реагировать на простейшие логические доводы.
Ладно, черт с ней – безумной технологией, но зададимся вопросом: что криптовалюта представляет собой с точки зрения традиционных финансов?
Ничего выдающегося: всего лишь альтернативную систему денежного обращения, – а что она еще может собой представлять? Нашлись богатые и умные дядечки, которые внедрили альтернативу, отличающуюся от привычных денежных систем двумя «достижениями»: пресловутой технологией и анонимностью.
Конечно, технология являлась средством, а не целью. Главной задачей внедрения криптовалют являлась анонимность, с космополитизмом в качестве бонуса. Кому-то очень захотелось вывести свои «финансовые накопления» из банковского оборота. Ну, вы понимаете: наличные всегда в чьем-то кармане, по причине своего материального существования, та же история с банковскими вкладами. Возможны анонимные счета, но платы за посреднические услуги не избежать, к тому же остается риск утери.
И вот заговорили о цифровых деньгах.
В технические детали я не посвящен, но что удалось установить по заметкам в инете? Ничего принципиально нового. Снова отыскались богатые и умные дядечки – скорее всего, те же самые, – которые решили подправить имеющиеся недоработки посредством создания новой денежной системы. Чем она отличается от предыдущих? Давайте по пунктам.
Насколько мне удалось понять,
1. Выгодоприобретателем новой системы явится исключительно Центробанк – вернее, те финансовые круги, которые стоят за ним. Это произойдет за счет того, что Центробанк намерен обходиться без участия коммерческих банков.
Мои аплодисменты. Коммерческие банки – обыкновенные посредники: чем меньше их останется, тем лучше. А желательно, чтобы ни одного не осталось. Если вы полагаете, что без коммерческих банков наступит ужас-ужас-ужас, то вспомните почивший в бозе СССР. Госбанк единолично регулировал денежное обращение и не жаловался (остальные банковские учреждения исполняли чисто технические функции – в смысле, самостоятельного бизнеса не вели).
2. Один субъект (частное или юридическое лицо) сможет открыть лишь один счет в цифровой валюте.
И данное решение можно приветствовать – давно напрашивалось. Совершенно очевидно, что нормальному человеку (не жулику) достаточно одного банковского счета. Но, конечно, банковское учреждение должно гарантировать стопроцентную сохранность средств.
3. Деньги на данных счетах будут цифровыми – их станут особым образом маркировать, во искоренение коррупции.
Возможно, многие не поймут, о чем речь, но данный вопрос как раз по моей специальности. Буквально в двух словах.
Методики, применяемые сегодня, не позволяют учитывать целевое использование средств. Допустим, выдали деньги на социальные нужды, а распорядитель взял и потратил их на личное обогащение. Отследить данные операции чрезвычайно сложно – отсюда коррупция, во всей красе.
Что предлагается? Маркировать каждый цифровой рубль, записывая его назначение. Предварительно каждый цифровой рубль придется идентифицировать: приблизительно так, как идентифицируются купюры, при помощи порядкового номера и серии. Присваиваем каждому цифровому рублю номер и, при необходимости, задаем назначение. Теперь данный рубль – вот именно этот – станет невозможным отправить на посторонний счет: контрольные алгоритмы не пропустят.
Заманчиво, правда?
4. Наконец, перехожу к самому спорному моменту, а именно уверениям, что денежные транзакции в цифровой валюте можно будет проводить офлайн, то есть без помощи интернета.
Более чем сомнительно. То есть без помощи интернета – запросто: при условии, что имеется другая сеть. Насколько я смог понять, именно такая и имеется в виду. То есть смартфоны будут ловить другую сеть, в которой и оперировать цифровыми деньгами.
Если спутники поддерживают соответствующий пространственный охват и имеют достаточные мощности, отчего нет?! Правда, остаюсь в неведении, возможно ли это на текущий исторический момент.
Кажется, все.
Теперь – выводы относительно того, насколько система цифровых денег реальна.
Технические сложности сосредоточиваются в последнем пункте. Для глобального введения цифровых денег:
а) необходимо иметь сеть, охватывающую ВСЮ территорию,
б) сеть должна иметь мощности, позволяющие обслуживать ВСЕХ пользователей,
в) ВСЕ пользователи должны иметь устройства для денежных транзакций – смартфоны,
г) альтернативные системы денежного обращения (наличного и безналичного) должны быть ликвидированы.
Сложно сказать, насколько это реально, особенно последнее. Во-первых, психологическая инертность населения велика. Шутка ли, отказаться от звонкой монеты, если и отцы, и деды, и прадеды ей пользовались. Во-вторых, велико будет противодействие коммерсантов, финансовые схемы которых базируются на дефектах наличного и безналичного обращения. Так что население дружно упрется рогом.
Поэтому некоторое время цифровые деньги будут сосуществовать с наличкой и безналичкой. В виде программки на смартфонах – по сути, неотличимой от систем безналичных платежей, разве что смартфоны станут при этом использовать специальную сеть.
Сначала бюджетникам предоставят бесплатную программку и объявят, что отныне зарплату будут перечислять в цифровых деньгах. Которые – не волнуйтесь! – можно обменять в любом банке. Затем появятся товары и услуги, которые можно оплатить, наряду с наличными и безналичными, также цифровыми деньгами. Затем – только цифровыми деньгами. Затем количество товаров и услуг, оплачиваемых исключительно цифровыми деньгами, увеличится. Зарплату в цифровых деньгах начнут выплачивать не только бюджетникам, но и работникам коммерческих предприятий. А затем…
Затем – если у проводников цифровых денег дело выгорит – наличное и безналичное обращение постепенно сойдет на нет и полностью исчезнет, вместе со средней финансовой прослойкой.
Если я правильно прочитал, то на текущий момент абсолютно прозрачны два момента.
Первое. Цифровые деньги характеризуются прогрессивными методологическими идеями и современным техническим воплощением.
Второе. Цифровые деньги являются проектом глобалистским, со всеми вытекающими последствиями, в частности:
- радикальным разделением человечества на господ (эмитентов цифровых денег) и рабов (лиц, подчиненных денежной системе);
- управлением финансовой системой, а через нее – всем обществом, с помощью алгоритмов.
Начала алгоритмического управления заложены еще криптовалютами.
Если кто-то не понимает, в чем разница, поясняю. Если у вас с банковского счета пропадут деньги, то можно пойти в банк и по крайней мере поскандалить. Не факт, что деньги вернут, но в случае ошибки могут и вернуть. А при пользовании криптовалютами скандалы исключены: пострадавшему буквально некуда и не к кому обратиться. Аналогичная система будет реализована в цифровой валюте.
Это как законы природы: нарушаешь – и тебя безжалостно карают: не со зла, а потому что алгоритм такой. Дотронулся до раскаленной плиты – получи ожог, апеллировать не к кому. Но будут и такие – люди высшего порядка, – которые придумывают и прописывают алгоритмы. Для в них в правилах предусмотрят приятные исключения: в виде повышенной оплаты, неподсудности, бессмертия (если получится). А кто бы на месте высших удержался?! Сейчас это реализовано по мере возможности и в рамках порочной практики, то есть в нарушение действующих законодательств, но может превратиться в сугубо природные законы.
Как относится к такой системе, решайте сами – я дал достаточно пищи для размышлений. Или обождите пару-тройку десятилетий и сами увидите.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев