Как кражи и вымогательство западных технологий обеспечили японское экономическое чудо
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Блог компании Онлайн Патент. Молниеносное развитие Японии после Второй Мировой войны — одно из главных чудес мировой экономики. Всего за пару десятилетий страна, которая потеряла почти все и лежала в руинах, смогла построить мощнейшую точную промышленность и превратиться в главного мирового производителя электроники. Но у этого успеха есть и темная сторона.
Японским компаниям нередко было некогда с нуля разрабатывать новые технологии. Поэтому приходилось добывать их всеми правдами и неправдами — покупать, вымогать, шантажировать и воровать. И в этом им активно помогало правительство, которое порой курировало однозначно незаконные действия. Рассказываем, как нарушения прав интеллектуальной собственности помогли воплотить в жизнь величайшее экономическое чудо нашей эпохи.
Как Япония вставала с колен
После поражения во Второй Мировой войне, Япония была оккупирована союзниками во главе с США. Страна лежала в руинах, а ее экономика была уничтожена — около ⅓ промышленных мощностей были потеряны. Площадь страны уменьшилась в 20 раз — империя потеряла все свои огромные колонии от Маньчжурии до многочисленных островов в Тихом океане. В 1948 году среднестатистический японец потреблял чуть больше пары колобков риса в сутки. Но уже в 1952 году экономика начала восстанавливаться, а через 3–4 года японские компании производили сложнейшую для того времени электронику, которая была по качеству не хуже, чем в Америке. Давайте сперва разберемся, почему страна так быстро оправилась от шока.
Раздача продуктовых пайков японским женщинам в Токио, 1946 год. Каждая получала 300 грамм риса
В 1952 году американская оккупационная администрация передала власть гражданскому правительству, а Минобороны США, осознавшее реалии разгорающейся Холодной войны, начало размещать крупные оборонные заказы на японских предприятиях. К тому же, американский рынок был открыт для японского экспорта. Уже к 1955 году японское производство достигло уровня 1944 года, в котором воюющая империя достигла пика экономической мобилизации. Америка стала главным рынком для экспорта японских промышленных изделий. Темпы роста ВВП достигли 10% в год и сохранялись на таком уровне до 1970-х.
Чтобы достичь таких успехов, японское руководство выработало уникальную экономическую стратегию, которую затем в общих чертах воспроизвели в Корее, Тайване и Китае. При этом первый шаг на этом пути был навязан еще американцами. Оккупационные власти под командованием генерала Макартура принудили японскую администрацию провести ряд социальных реформ. Как отмечает журналист и экономист Джо Стадвелл, ключевой из них стала земельная реформа, которую современники воспринимали как очень «левую» — наделы были примерно поровну поделены между всеми крестьянскими семьями, а крупные землевладельцы и безземельные крестьяне перестали существовать.
Японские фермеры обрабатывают рис, 1950-е годы
В стране появился класс мелких, но самостоятельных аграриев, каждый из которых с любовью возделывал свой небольшой надел. Стадвелл пишет, что эти фермеры, у которых водятся лишние деньги, стали первичными платежеспособными потребителями зарождающейся японской промышленности. Это было необходимо, ведь крестьяне, которые не владеют землей и арендуют ее у лендлордов, слишком бедны, чтобы покупать магнитофоны и телевизоры. Опираясь на этот внутренний спрос, промышленные компании смогли потихоньку развивать качество продукции до уровня, востребованного на международных рынках.
Затем японские бизнес и государство заключили негласный ультрапротекционистский пакт. Предприятия, которые будут эффективно развиваться, получат любую господдержку, а доступ иностранных компаний будет ограничен так, чтобы конкуренция с ними никак не вредила национальным производителям. Но в обмен на это компании должны сохранять капиталы в стране, и при этом стремиться покорять зарубежные рынки. Эффективность предприятий мерялась способностью производить товары, которые можно было продавать на экспорт. Ради этого японские промышленники нередко даже уходили в минус, реализуя продукцию ниже себестоимости — но огромные программы господдержки компенсировали потери. Но если компания не справлялась с задачами по экспорту, ее лишали поддержки, и могли принудить к слиянию с более успешными конкурентами.
Среди прочего госорганы помогали фирмам через «серые» схемы. Например, через дипломатические каналы власти способствовали затягиванию процессов о недобросовестной конкуренции над японскими корпорациями в других странах. А японские шпионы выведывали у иностранцев технологические секреты для гражданских отраслей промышленности точно так же, как в других странах — для военных.
Японский метод добычи технологий
Японской экономикой в те годы крайне эффективно рулило Министерство внешней торговли и промышленности (MITI), которое полностью контролировало потоки финансов, заведовало интеллектуальной собственностью и направляло промышленные компании страны.
Для того, чтобы насытить японскую промышленность инновациями, MITI разработало множество механизмов вымогательства технологий у западных предприятий.
Когда зарубежный производитель пытался выйти на местный рынок, который быстро стал весьма привлекательным, Министерство предоставляло им выбор: либо вы лицензируете нашим фирмам свои технологии за малую долю их реальной стоимости, либо мы не пускаем вас в страну.
К примеру, в конце 1950-х MITI вынудил IBM передать японским компаниям лицензии на разработки за 5% от их реальной цены — американским компьютерщикам был необходим доступ в Японию, поэтому им пришлось согласиться.
Исследователи считают, что иностранные фирмы соглашались на такие условия прежде всего потому, что всерьез не верили, что японские промышленники могут добиться серьезных успехов. Но на деле уже через несколько лет японские производители начинали выпускать товары, которые были дешевле и не хуже по качеству, чем иностранные.
Так, Studebaker был настолько уверен в бесполезности японского рынка, что даже не запросил контрольный пакет акций, когда в середине 1950-х создал совместное предприятие с японской Daihatsu Company. Но уже через 10 лет Studebaker был вынужден уйти из Японии, а Daihatsu стал одним из лидером местного рынка и даже импортировал машины в Европу — правда, не очень удачно.
Еще одним методом принудить компании к передаче технологий был «патентный флуд», который был возможен благодаря тому, что японское патентное ведомство находилось в ведении MITI — и в нем же было написано японское законодательство об интеллектуальной собственности. Вскоре после того, как иностранец подавал в патентное ведомство Японии заявку на регистрацию изобретения, туда приходили десятки и сотни заявок от японских фирм, оспаривающих ее.
«Представьте, что вы изобрели что-то полезное и уникальное, например, велосипед, и запросили патент Японии, — объясняет этот процесс политический исследователь Пат Чоат. — После этого японская компания неожиданно подает заявку на патент на правую педаль, а другая — на левую. Третья просит патент на защелку, которая прикрепляет тормозные тросы к рулю — и так далее».
В теории, зарубежная компания могла отстоять свою правоту и доказать, что ее изобретение уникальное. Но вот незадача — японское регулирование делало такие споры невероятно дорогими, за каждое из десятков и сотен разбирательств пришлось бы заплатить от $100 000 до $250 000. Затем зарубежной компании предлагали либо лицензировать технологию японцам, либо убираться восвояси. По некоторым подсчетам, с 1950 по 1978 год японские предприятия получили 32 000 лицензии общей стоимостью около $1 трлн, заплатив за них всего $9 млрд, то есть 0,9% — IBM, получившей 5%, еще повезло.
Кроме того, японские компании выстроили мощную систему промышленного шпионажа. Когда американская фирма выпускала новинку, японцы тут же копировали их, и через год-два начинали производство почти полностью аналогичных изделий, которые при этом были дешевле, и нередко более коммерчески успешными.
К примеру, в 1954 году Texas Instruments и Raytheon разработали и выпустили на рынок первые миниатюрные транзисторные радиоприемники, которые были в несколько раз меньше своих предшественников — размером с коробку хлопьев. Уже через год Sony выпустила похожий приемник TR-55. Вслед за ними аналогичные радио выпустили британские и западногерманские фирмы. Мы не знаем точно, имел ли здесь место именно шпионаж, но тайминг выхода очень многих новинок заставляет задуматься.
Несмотря на это, США продолжали поддерживать Японию и передавать ей технологии и через официальные, поддержанные правительством каналы. В 1955 году Вашингтон и Токио учредили Программу поддержки продуктивности, в рамках которой американские специалисты обучали японцев менеджменту, маркетингу и промышленной инженерии. С 1950 по 1972 год американские и японские компании заключили 12 000 соглашений о технических помощи и консультировании на общую сумму в $3,3 млрд.
Американские специалисты на предприятии Tokyo Shibaura Electric, 1951 год.
MITI взращивала в Японии одну индустрию за другой, без устали похищая и скупая инновации по смешным ценам. В 1982 году Кобаяси Кодзи, председатель совета директоров японского производителя электроники NEC Corporation, описывал этот процесс так: «где бы мы не находили новую технологию, мы не могли успокоиться, пока не купим ее».
Министерство разработало четкую стратегию подъема национальной экономики, и просчитало сроки, в которые нужно было «напитывать» технологиями каждую из индустрий. В 1950-х и 1960-х в приоритете были технологии, связанные с производством стали, текстиля и бытовой электроники. В 1970-х — автомобили, станков и робототехники. А в 1980-х — уже компьютеры, полупроводники и другая сложная электроника. Каждый раз MITI следовала одинаковому плану, который начинался с создания отраслевого картеля, который консолидировал усилия регуляторов, частных и госкомпаний. Если индустрия оказывалась успешной, то картель продолжал работу на зарубежных рынках.
Покажем, как работала эта схема на примере индустрии телевидения, в которой Япония преуспела сильнее всего.
Как японцы уничтожили американскую индустрию телевизоров
Все знают американские телефоны, компьютеры, самолеты и лекарства, но об американских телевизорах уже много десятилетий никто не слышал. Все потому, что молодые японские компании разгромили эту индустрию в пух и прах, как только она зародилась.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев