Мечты о «Париже прерий»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Представьте, что вы распахиваете дверь своей уютной квартиры и выходите на улицу. Что вы видите перед собой? В большинстве случаев, узкий тротуар, непомерно широкую проезжую часть, припаркованные «ёлочкой» машины, занявшие место зелёных насаждений. На чём передвигаетесь по городу? Скорее всего на общественном транспорте, загнанном в жёсткие рамки автомобилями, если вовсе не убитым пофигизмом чинуш и автомобильным лобби. Печальная картина, не правда ли? Такова сегодняшняя реальность большинства наших крупных городов, превратившихся в унылые скопища муравейников, новых и постарее, разрезанных автострадами.

Но так было не всегда. Европейские и американские архитекторы конца 19 столетия лелеяли мечту о городе будущего, удобном для всех и каждого. И сегодня вы узнаете, каким должен был быть идеальный город и что этому помешало.

Планы переустройства Чикаго второй половины 19 века

На протяжении 19 века Чикаго стал промышленным гигантом и главным перевалочным пунктом торговли Среднего Запада. Соответственно, росло и население: в 1850 году оно насчитывало только 30000 человек, в 1870 – уже 300000, а в 1890 – более миллиона человек. При этом условия жизни в городе постоянно ухудшались из-за притока населения. Немощённые улицы, хаотичная застройка, портовая грязь – всё это приметы города того времени.

Толчком к переустройству города стал пожар 1871 года, когда в октябре выгорела треть всех домов. Такому ураганному распространению огня способствовали черты Чикаго: плотная деревянная застройка, деревянные тротуары, портовые угольные склады и корабли в гавани. Раскалённый воздух 3 дня поддерживал огонь, раснося его сильным ветром на крыши соседних кварталов. После этого осталась лишь пустошь с обломками домов. Горе десятков тысяч жителей и негаданное счастье, упавшее на девелоперов.

Пожар не только не остановил взрывной рост населения, но даже способствовал притоку новых рабочих рук на восстановление заводов, портовых сооружений и строительство домов для новых граждан. Масштабная застройка, однако, всё также учитывала лишь базовые потребности горожан, не задумываясь о социальной и культурной жизни. Улицы оставались узкими, парков и садов не прибавилось, и город всё более напоминал Готэм.

chikago1.pngВеликий пожар в Чикаго, 1871 год

Звездой надежды в этом мраке стала Всемирная выставка 1893 года, которая проходила в Чикаго. Для её проведения на территории в 6000 акров был построен городок из павильонов в стиле неоклассики в окружении парков, фонтанов и каналов. Архитекторами выступили Фредерик Ло Олмстед и наш сегодняшний герой – Дэниэл Бёрнэм.

chikago2.pngДэниэл Бёрнэм. (1846–1912 гг.) — американский архитектор небоскрёбов и автор нескольких крупных генпланов городов США: Сан-Франциско, Вашингтона, Манилы, Кливленда и др.

chikago3.pngФредерик Ло Олмстед (1822–1903 гг.) — американский архитектор и специалист по ландшафтному дизайну. Творец Центрального парка в Нью-Йорке, национального парка Йосемити и Ниагара-фоллс, парков Буффало и Бостона.

Выставка стала коммерчески успешной, сумев привлечь в Чикаго 27 миллионов человек и заинтересовать местных предпринимателей. Особенно поразил посетителей и горожан выставочный городок, находившийся в таком контрасте с реальным Чикаго. Стало понятно, что надо как-то изменить внешний вид американских городов, не отличавшихся в то время особым лоском.

Так родилось общественное движение «За красивый город», которое уверовало в возможность решения проблем общества урбанистикой и начало невиданное доселе лоббирование программ реновации в крупных городах США (Сергей Семёнович уже кусает локти). Стартовой площадкой стала столица, где в 1900-х годах создали каскад парков от Капитолия до реки Потомак, убрали железнодорожные пути из центра. После этого волна реновации под вой и улюлюканье продвинутой общественности перекинулась в провинцию, где каждая столица штата или крупный город желали похвастаться хотя бы парочкой псевдоклассических кварталов. Вскоре эта волна достигла и Чикаго.

chikago4.pngПавильоны всемирной выставки в Чикаго

В 1906 году местный союз предпринимателей обратился к Бёрнэму с просьбой создать новый генплан Чикаго. Неудивительно, что они обратились именно к нашему герою, ведь Бёрнэм обладал уже солидным портфолио осуществлённых проектов: как отдельных зданий (дом-утюг на Манхэттене, Монаднок-билдинг, Релайанс-билдинг), так и глобальных городских планов (генпланы центра Вашингтона, Сан-Франциско, Кливленда, Манилы и Багио — городка для элиты на Филиппинах). В каждом из этих планов маститый архитектор много внимания уделял зелёным пространствам, сетке бульваров и площадям для социальных активностей. Так что жителям Чикаго стоило ожидать шедевра.

Примеры работ Бёрнэма и его бюро

chikago5.pngФлэтайрон-билдинг (1901 г.), он же дом-утюг на Манхэттене.

chikago6.pngМонаднок-билдинг, один из первых небоскрёбов Чикаго, 1891–93 гг.

chikago7.pngРелайанс-билдинг, Чикаго, 1890-е годы

После трёх лет кропотливой работы Дэниэл Бёрнэм представил миру свой наполеоновский план перестройки Чикаго.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр