Можно ли измерить мысль?

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Автор: Александр Коробов, физик, философ. (Спойлер – мысль не материальна). Мысль – она объективна, материальна? Можно ли какую-нибудь «мысль» взвесить или ещё как-то количественно сравнить с другой «мыслью» в объективных единицах измерения? – Цель этой публикации показать, что в нашем мире присутствуют не только материальные, но и идеальные (нематериальные) сущности, а сама «материя» это условность.

Вводим некоторые понятия

Согласно моим философским взглядам (более подробно здесь) – Мир «сам по себе» существует независимо от любого наблюдателя, субъекта. Его я буду называть «глобальным Миром» или просто «Миром» с большой буквы.

Глобальный Мир представлен каждому субъекту особенным образом, в виде «Действительного для него мира» или «Представления», состоящего из действительных для данного субъекта условных, конечных, ограниченных сущностей (форм), через которые глобальный Мир только и может влиять на субъекта.

Вполне вероятно, что некоторые из этих форм будут восприниматься исключительно каждым из субъектов единолично, то есть будут недоступны для восприятия (именно как таковые) другими субъектами. Такие формы мы будем называть «идеальными».

Возможно, что некоторые формы (почему-то) будут существовать в Представлениях сразу нескольких из данных субъектов, то есть будут восприниматься ими приблизительно одинаково. Такие формы мы будем называть «реальными».

Возможно, окажется также, что часть форм (почему-то) будет восприниматься всеми указанными субъектами приблизительно одинаково. Такие формы мы будем называть «объективными».

Таким вот образом субъективность может переходить в объективность.

Как вы, наверное, уже заметили, я различаю термины «действительное» и «объективное». Сущность может быть действительной, влияя, так или иначе, на некоторого субъекта, но не быть объективной, если никак непосредственно не влияет на других субъектов.

Общепризнано, что если некая сущность (форма) может примерно одинаково и непосредственно влиять на все без исключения живые организмы на Земле, то она существует объективно и является материальной сущностью, которую можно как-то измерить в объективных единицах мер. И мы говорим, что окружающий нас мир в общем материален. Про сущность (форму) которую невозможно измерить в объективных единицах мер, мы не можем сказать, что она существует объективно или что она материальна.

Идеальное и Материальное в субъекте-человеке, Мысли, Ощущения

Итак, к идеальным формам мы относим, прежде всего, некоторые ощущения субъекта-человека, его мысли, сны, фантазии, галлюцинации. Но сторонний исследователь, другой человек, почти всегда способен указать на вполне объективные причины (в виде тех или иных физических или химических процессов, идущих в организме, и прежде всего в мозгу) всех этих идеальных форм, возникающих в исследуемом человеке. И может, вследствие этого, утверждать, что в основе кажущихся идеальных явлений в субъекте-человеке лежат вполне объективные явления и процессы. Ведь в неживом человеке, трупе, в котором этих физико-химических процессов не наблюдается, никаких идеальных форм и не образуется.

Да, я согласен с тем, что причинами идеального в субъекте-человеке являются, в том числе, вполне объективные, доступные для изучения многими другими людьми явления и процессы. Но, по моему мнению, мы не имеем права полностью отождествлять их с ними, потому что сторонний наблюдатель никогда в точности не может сказать какое ощущение, образ или мысль возникла в исследуемом субъекте-человеке в результате наблюдаемого конкретного, ограниченного, объективного физического или химического процесса.

Одно из объяснений этого заключается в том, что исследуемый субъект-человек состоит из более триллиона условных составляющих его частей. И утверждать, что в результате изучения каких-то ограниченных физических или химических процессов в нём нам точно будет известно, какую реакцию они вызовут в таком сложном организме мы, конечно, не можем. Один и тот же физико-химический процесс в разное время наблюдения может вызывать различные реакции исследуемого в зависимости от общего его состояния, которое практически не поддаётся точному определению.

Британский физик и математик Роджер Пенроуз пишет, что никакой математический расчёт не может с точностью указать, куда отскочит девятый биллиардный шар из стоящих в ряд девяти шаров, если ударить по первому и привести, таким образом, в движение всю цепочку. Точно также мы, наблюдая физико-химические процессы в мозгу, никогда не сможем со 100% уверенностью сказать, какое ощущение, образ или мысль они вызовут в итоге в голове исследуемого человека. Так как всё это слишком сложно для точного прогнозирования.

Таким образом, мы можем утверждать, что в создании того или иного конкретного ощущения или мысли определённые физико-химические процессы конечно участвуют, но возникающие при этом ощущения, мысли не сводимы только лишь к ним. Отскок девятого биллиардного шара конечно связан с ударом по первому шару, и именно удар по первому шару является основной причиной отскока девятого шара. Но при этом дополнительно участвуют слишком много других обстоятельств, которые невозможно все учесть.

Разве можно назвать одну причину, по которой на яблоне выросло конкретное яблоко? Этому способствовало множество физико-химических процессов в почве, дереве, воздушной среде. И мы ведь не сводим «яблоко» к любому из этих процессов, а рассматриваем его как отдельную сущность. Мы не можем предсказать каким будет яблоко, даже изучив все физико-химические процессы, ведущие к его появлению. Точно также мы не должны сводить мысль, ощущение только лишь к нескольким физико-химическим процессам. И поэтому имеет смысл рассматривать мысль, ощущение как отдельные сущности, рождающиеся в результате всех этих процессов, но не сводимые полностью ни к одному из них.

На основании всего этого можно сделать вывод, что идеальное (не объективное) в субъекте-человеке вполне может быть выделено в вид отдельных сущностей (форм), которые хоть и порождаются объективными процессами, но имеют и какое-то самостоятельное существование. То есть для удобства рассмотрения и научного изучения мы можем говорить о мыслях, образах, ощущениях, чувствах как об отдельных, условных сущностях, причины возникновения которых не определяются однозначно неким небольшим набором определённых физико-химических процессов в мозгу, что, я полагаю, было бы упрощением.

А значит, мы можем говорить и о взаимодействии этих идеальных сущностей (форм) друг с другом и об их влиянии на объективный мир, не особо углубляясь в физико-химические процессы, которые также в этом участвуют. Мы, к примеру, говорим о распространении в «мире людей» тех или иных «идей», подразумевая в них вполне самостоятельные сущности, а не привязываем к этому те или иные физико-химические процессы.

Можно ли измерить «мысль»?

Снова повторим вопрос: «мысль» – она материальна? Можно ли какую-нибудь «мысль» взвесить в граммах или измерить в сантиметрах, как задаётся этим же вопросом британский философ и богослов Ричард Суинбёрн в своей книге «Существование Бога»? Ответ – вполне очевидно, что мы не можем измерить «мысль» ни в граммах, ни в сантиметрах.

Тем не менее, когнитивисты всё же пытаются изучать и объективировать мыслительные процессы в человеке. К примеру, сканируют работу мозга с помощью фМРТ. Во время этого исследования пациент находится в туннеле томографа и ему необходимо выполнять определенные несложные задания в соответствии с командами врача.

Также учёные исследуют мозг путем размещения электродов в определенных зонах на поверхности головы. Или с помощью вживляемых в мозг контактов изучают процессы даже в отдельных нейронах. Активность мыслительной деятельности можно определять и при помощи изучения кровотока в капиллярах мозга.

С помощью всех этих и ряда других методов удаётся регистрировать длительность мыслительного процесса и его интенсивность. Такие исследования дают много важной информации и со временем позволят лучше понимать работу мозга, лечить различные заболевания. Но, тем не менее, я полагаю, что никто и никогда не сможет со 100% уверенностью и во всех нюансах сказать, какой образ или мысль возникают в человеке при том или ином физико-химическом процессе в его мозгу, кроме самого этого человека.

Определение «мысли»

Люди придумывают различные слова и прочие символы для удобства общения друг с другом. «Мысль» – это условное слово, применяемое людьми для обозначения некоего процесса или явления происходящего в их головах, недоступного, как такового, для других, но в общем понятного, что под этим подразумевается. «Мысль», «мышление» – определённые процессы в наших мозгах как-то связанные с электромагнитными и химическими процессами там же. Но если электромагнитные и химические процессы можно как-то объективно наблюдать, регистрировать и измерять, то «мысли» в объективных единицах мер измерить невозможно.

Итак, теперь мы можем определить «мысль» как нечто конечное, ограниченное, порождаемое активным мозгом, действительное для субъекта-человека, но не воспринимаемое таким именно образом никем, кроме него самого. То есть, по моему мнению, «мысль» идеальна, но не объективна и не материальна.

«Мысли» – это своеобразные формы Мира и они действительны, то есть оказывают влияние на субъектов-людей как и всякие другие формы в Представлении субъекта-человека. Мы даём «мыслям» определение «максимально субъективных форм», которые не воспринимаются никем, кроме конкретного субъекта-человека. Если кто-то изучает данного человека в некий момент времени, то он может догадаться, что в нём есть «мысль», как некая идеальная, конечная и ограниченная форма, но прочувствовать её так, как чувствует эту идеальную форму «мысль» сам данный человек, исследователь не в состоянии.

Википедия даёт определение «мысли» как продукта мышления, рассудка. И с этим я согласен. Да, мысль в организме живого существа не может возникнуть без мозга с его электрическими и химическими процессами. Мысль есть порождение мозга. Мысль оказывает влияние – следовательно, она есть некая часть Действительного мира субъекта-человека. Она как-то ограничена и конечна – то есть в нашем понимании является некоей вполне оформленной сущностью (формой). Но эта форма, как таковая, не может быть воспринята никем кроме самого конкретного человека, в чьей голове она возникла. «Мысль» – это идеальная форма. И мы, следовательно, должны признать, что в Мире существуют некие формы, действительные, ограниченные и конечные, но не материальные.

Критерием существования данной какой-то мысли является конкретный человек, который её воспринимает. Критерием же того, что она не материальна, а идеальна, являются остальные люди, которые догадываясь, допустим, о её существовании, тем не менее, воспринять её в таком именно виде не способны. То, что она не воспринимается при этом примерно также и другими людьми не может быть основанием для отказа в её существовании вообще. А только констатацией того, что она не объективна и не материальна.

Деление действительных для субъектов форм Мира на идеальные, реальные и объективные это условность. И критерием такого деления являются сами различные субъекты (и никто кроме них). Но в то же время я полагаю, что все действительные формы имеют основу в виде тех или иных взаимосвязанных «квази-процессов https://habr.com/…cles/757536/» в глобальном Мире. А значит, они должны быть взаимосвязаны и в Действительном мире субъектов. То есть объективные и реальные формы должны как-то влиять на идеальные формы, а идеальные формы должны как-то влиять на формы реальные и объективные.

Так оно, в общем-то, и происходит, объективные процессы могут порождать те или иные идеи, а идеи часто воплощаются в жизнь, влияя на объективные явления и процессы. Таким образом, все три вида условных форм – идеальные, реальные и объективные могут, так или иначе, воздействовать друг на друга в Действительном мире субъекта-человека.

Резюме

На мой взгляд, имеются все основания признать существование в нашем мире идеальных (необъективных и нематериальных) сущностей. Их особенность в том, что они оказывают влияние только на отдельных конкретных субъектов, в чьём организме они возникают, и не могут оказывать непосредственного влияния на других субъектов. Эти идеальные сущности также не могут быть измерены никакими объективными единицами измерения.

Мысли (идеальные сущности), оказывая некоторое влияние на субъекта, побуждают его к активности, и таким образом влияют на объективный мир. И в тоже время, объективный мир, воздействуя на субъекта, вызывает в нём появление идеальных сущностей (мыслей). То есть субъект-человек, в котором вместе существуют «идеальное» и «объективное», является их связующим звеном. Через субъекта-человека происходит их взаимодействие и переплетение.

Идеальное, реальное, объективное (материальное) – это всё условности нашего субъективного человеческого мира. Мы люди все вместе и каждый человек в отдельности являемся критериями их существования, а также их идеальности, реальности и объективности (материальности).

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Хабр