Учимся совершать правильные ошибки — краткое сравнение человеческого восприятия и мультимодальных языковых моделей

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Блог компании Wunder Fund. Автор оригинала: Mayukh Deb. Представьте, что вы, совершенно один, отдыхаете в своём маленьком бревенчатом домике в лесу. Когда вы, декабрьским вечером, начинаете читать уже вторую книгу из списка «Книги недели», вы слышите поблизости чьи-то тяжёлые шаги. Вы бросаетесь к окну, чтобы посмотреть — кто это там прошёл. Через окно вы видите крупный силуэт кого-то, кто, кажется, покрыт мехом. Существо исчезает в тёмном лесу сразу за вашим крыльцом.

Информация, которую вы получили из окружающей среды, прямо-таки кричит вам: «Я встретил снежного человека!». Но ваш здравый рассудок говорит, что это был, с гораздо большей вероятностью, просто слишком увлечённый путешествием турист, который прошёл мимо вашего дома.

Вы только что успешно совершили «правильную ошибку», предположив, что у вас за окном, вероятно, путешественник, несмотря на то, что имеющаяся у вас информация свидетельствует о другом. Ваш мозг нашёл «рациональное объяснение» исходной информации благодаря имеющимся у вас годам опыта жизни в лесу.

В этом эксперименте проводилось сканирование мозга испытуемых в то время, когда они смотрели на картинки, на которых был только «шум». Исследователи выяснили, что фронтальная и затылочная области мозга испытуемых проявляют активность в тот момент, когда испытуемые думают, что они видят в «шуме» лица. Эти области мозга считаются имеющими отношение к высокоуровневому мышлению, например — к планированию и к памяти. Подобный всплеск активности может отражать воздействие на восприятие ожиданий и опыта.

В соответствии с тем, что изложено в работе It’s Bayes All The Way Up, была построена модель восприятия, включающая в себя «рукопожатие» между «нисходящим» и «восходящим» аспектами человеческого восприятия. В упрощённом виде эту модель можно описать так:

  1. «Нисходящий аспект»: Обрабатывает данные и выводит заключения на основании исходной информации, получаемой от органов чувств. Пугающий силуэт + вой = снежный человек.
  2. «Восходящий аспект»: Добавляет поверх исходной информации «слой мышления», который принимает и использует «прежние знания» (то есть — опыт, полученный в прошлом) для того чтобы осмысливать данные. Пугающий силуэт + вой = слишком увлечённый путешествием (или пьяный) турист.

modeli1.pngРис. 1. Схема модели человеческого восприятия из этой работы

Дети гораздо более склонны «поддаваться» непосредственным выводам, которые делаются на основе «восходящего» восприятия. Это из-за того, что у их «нисходящего» восприятия недостаточно «опыта/обучающих данных», которые позволили бы этому восприятию самообучиться и улучшить свои качества. В некотором смысле это позволяет говорить о том, что их «модель мира» не так совершенна, как у взрослых.

Интересным последствием сильного «нисходящего» восприятия является способность людей видеть всякое, вроде животных и лиц, в облаках (парейдолия). Эта странная особенность мозга может показаться нам чем-то вроде «бага», но для наших предков, которые были охотниками или собирателями, это было скорее не «багом», а жизненно важной «фичей». Для них безопаснее было предполагать, что они видят где-то лицо, даже тогда, когда на самом деле никакого лица там не было. Это было средством защиты от хищников в дикой природе.

Что собой представляют мультимодальные языковые модели?

Большие языковые модели, вроде GPT-3/Luminous/PaLM, это, упрощённо говоря, системы для предсказания следующего токена. Их можно рассматривать как (большие) нейронные сети, которые обучены классификации следующего слова/знака препинания в предложении, что, выполненное достаточное количество раз, как представляется, позволяет генерировать текст, который согласован с контекстом.

Мультимодальные языковые модели — это попытка приблизить то, как подобные языковые модели воспринимают мир, к восприятию мира человеком. Большинство современных популярных моделей глубокого обучения (вроде ResNets, GPT-Neo и т.п.) отличаются узкой специализацией либо на задачах машинного зрения, либо на языковых задачах. Модель RestNet хороша в извлечении информации из изображений, а языковые модели, вроде GPT-Neo, хорошо генерируют тексты. Мультимодальные языковые модели — это попытка сделать так, чтобы нейронные сети воспринимали бы информацию и в виде изображений, и в виде текста. Достигается это благодаря комбинации моделей компьютерного зрения и языковых моделей.

Как работают мультимодальные языковые модели?

Мультимодальные языковые модели способны использовать знания о мире, закодированные в их языковой модели, в других областях, наподобие обработки изображений. Люди не просто читают и пишут. Мы видим, читаем и пишем. Мультимодальные языковые модели пытаются имитировать эти процессы, адаптируя свои части, ответственные за обработку изображений, таким образом, чтобы они оказались бы совместимыми с «пространством эмбеддингов» их языковых моделей.

Одним из примеров подобных моделей является MAGMA. Это — GPT-подобная модель, которая может «видеть». Она способна принять на вход произвольную последовательность данных, включающую в себя текст и изображения, и выдать подходящий текст.

Эту модель можно использовать для генерирования ответов на вопросы относительно изображений, для идентификации и описания объектов, присутствующих на входных изображениях. А иногда она ещё удивительно хороша в деле оптического распознавания символов. Она, кроме того, известна хорошим чувством юмора.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр