В МАИ разрабатывают покрытие, которое продлит срок службы авиадвигателей
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Ученые Московского авиационного института (МАИ) разрабатывают покрытие, предохраняющее узлы трения новой линейки российских авиационных двигателей и энергетических установок от преждевременного износа. В начале 2024 года ожидается проведение испытаний в реальных условиях, сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.
По словам доцента кафедры «Технология производства двигателей летательных аппаратов» Максима Ляховецкого, срок службы авиационного двигателя во многом определяется износостойкостью трущихся деталей. Из-за высоких температур и давления в зоне их контакта использовать жидкие смазки, масла, практически невозможно. Поэтому для защиты таких поверхностей необходимо разрабатывать твердые смазки.
«Такие покрытия сочетают в себе свойства смазки и износостойких материалов. Проект стал особенно актуальным при разработке линейки новых отечественных авиадвигателей. При производстве новых типов двигателей проявляются "детские болезни», и для того чтобы довести ресурс и надежность изделия до нужного уровня, необходимо внедрять новые технологии и материалы", – заявил Ляховецкий, чьи слова приводятся в сообщении.
В настоящее время для защиты трущихся деталей двигателей используются однокомпонентные твердые смазки на металлической или полимерной основе. Один из их недостатков – невысокая прочность сцепления с подложкой, что при повышенных давлениях ведет к выдавливанию смазки из зоны контакта.
У разработки МАИ более сложный состав и структура. Покрытие представляет собой твердую никелевую матрицу, заполненную смазочным материалом – графитом. Оно, с одной стороны, обладает лучшим сцеплением с защищаемой поверхностью и хорошей износостойкостью, а с другой, позволяет уменьшить коэффициент трения. Таким образом, поверхность детали значительно меньше страдает от износа, что было доказано сравнительными испытаниями.
«Сейчас идут работы по подготовке к наземным испытаниям покрытия в составе двигательной установки. Разрабатываемые технологии могут использоваться не только в авиационных двигателях. В частности, рассматривается возможность применения новых покрытий в составе высоконагруженных узлов техники, работающей в экстремальных условиях, например космических аппаратов», – уточнили в вузе.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев