В Перми придумали, как сделать титан для газотурбинных двигателей прочнее

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Титан благодаря своей прочности и высокой коррозионной стойкости успешно завоевал передовые позиции в высокотехнологичных отраслях — в производстве военной техники, медицине, авиа- и ракетостроении. Тем не менее, повышение предела выносливости остается актуальной задачей при разработке и производстве высоконагруженных деталей газотурбинных двигателей, таких как лопатки и диски компрессора, которые испытывают значительные растягивающие нагрузки при повышенных температурах во время работы.

Ученые Пермского Политеха совместно с коллегами из Уфимского университета науки и технологий изучили свойства упрочненного титанового сплава ВТ6 (Ti-6Al-4V) с ультрамелким зерном при рабочей температуре в 350 градусов Цельсия и его способность выдерживать циклические нагрузки без разрушения материала.

Новые данные, полученные в ходе анализа материала, позволят производить более качественные титановые дентальные импланты и детали для высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе для авиационных газотурбинных двигателей.

Исследование опубликовано в журнале Metals. Известно, что компоненты авиационных двигателей испытывают сложные нагрузки. Например, типичная схема нагружения лопаток или дисков газотурбинного двигателя состоит из низкочастотных и высокоамплитудных напряжений с периодически резонирующими высокочастотными нагрузками. Все это приводит к повреждению материала деталей вплоть до образования трещин.

«В этой работе мы провели усталостные испытания образцов сплава ВТ6, упрочненного методом интенсивной пластической деформации и состоящего из титана, алюминия и ванадия при температуре 350 градусов Цельсия. После циклических испытаний – стандартной закалки с последующим отжигом с помощью растровой и просвечивающей электронной микроскопии была проанализирована микроструктура материала образцов и ее изменения», — рассказывает декан механико-технологического факультета ПНИПУ, профессор кафедры инновационных технологий машиностроения, доктор технических наук Михаил Песин.

Эксперимент подтвердил термостабильность ультрамелкой структуры титанового сплава. Материал продемонстрировал повышенную прочность и усталостную долговечность при рабочей температуре. Соответственно он может быть рекомендован для использования в высокотехнологичных отраслях — в производстве военной техники, медицине, авиа- и ракетостроении.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Naked Science