Жители России посчитали профессию ученого намного более привлекательной, чем год назад
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Всего за год этот показатель резко вырос, превысив 60%, несмотря на то, что оплату научного труда все еще считают невысокой. Телеканал «Наука» раз в год, в декабре, проводит опрос среди россиян, спрашивая их: «Привлекательно ли, по вашему мнению, быть ученым, заниматься наукой в России?» В декабре 2021 года 51,9 процента респондентов ответили положительно, а 36,6 процента — отрицательно.
Организаторы исследования рассчитывают индекс привлекательности научной работы — от одного до минус одного. Чем он выше, тем отношение лучше. В 2021-м индекс составил 0,15 — на столько доля ответивших «да» превысила долю сказавших «нет». Соответствующий пресс-релиз поступил в редакцию Naked Science.
Однако всего через год, в декабре 2022-го, ситуация неожиданно серьезно изменилась. Уже 60,4 процента дали положительный ответ, а лишь 32,5 процента — отрицательный. Индекс привлекательности профессии ученого за столь короткий срок поднялся едва ли не вдвое — до 0,28. Еще важнее интересный возрастной тренд. Дело в том, что традиционно наименьший индекс показывали опросы в группе 18–24 лет и 25–34 лет. В декабре 2021-го среди лиц до 24 лет индекс был отрицательным. Сорок шесть процентов людей этого возраста ответили «да», около 50 — «нет». Поскольку именно из самой младшей из опрошенных возрастных групп формируются молодые ученые, признак был весьма тревожным. Россияне 25–34 лет дали оценку всего в 39 процентов.
Но в декабре 2022 года именно в группе молодых людей зафиксировали самый резкий рост индекса. «Да» ответили уже 62 процента, что больше, чем по населению в целом. Выше этот показатель оказался только среди людей старше 60 лет. Впрочем, они традиционно оценивали работу ученых выше, чем прочие. Обычно самая «наукоскептичная» группа, от 25 до 34 лет, тоже показала положительный индекс — 52 процента.
Ответы на этот вопрос серьезно различались для мужчин и женщин. Первые год назад были максимально скептичны: индекс среди них был 0,05, а у женщин — 0,25. Поскольку основная масса ученых (включая молодых) принадлежат к мужскому полу, речь тоже шла о тревожном признаке. В декабре 2022-го, однако, среди мужчин индекс вырос до 0,26, среди женщин — до 0,30.
В крупных городах показатель по-прежнему был ниже всего: в Москве и миллионниках — примерно по 0,1. В городах от 0,5 до одного миллиона — 0,2, менее 0,5 миллиона — 0,3, а в селах и деревнях — 0,44. Год назад в российской столице этот индекс был отрицательным (минус 0,01). Географически привлекательность работы ученого тоже крайне неоднородна: в Северо-Кавказском федеральном округе индекс равен 0,63, Центральном — 0,32, Южном, Приволжском и Сибирском федеральных округах — по 0,25.
© Институт современных медиа совместно с телеканалом «Наука»
Среди тех 32,5 процента граждан, не посчитавших профессию ученого привлекательной, 57 процентов назвали причиной этого низкую оплату труда. В прошлом году лишь около 38 процентов ответивших «нет» указывали на такой фактор. Двадцать два процента людей из «нет-группы» назвали причиной непривлекательности работы ученого ее недостаточную престижность в обществе.
По шесть процентов участников опроса назвали в качестве причин непривлекательности этой профессии недостаток внимания государства к науке и упадок науки в целом, нехватку перспектив, возможностей развития ученых. Около пяти процентов россиян полагают, что к таким причинам относится недостаток финансирования науки, слабая материальная база, отсутствие необходимых для работы ресурсов и технологий. Еще примерно пять процентов респондентов называли в качестве проблемы изолированность от мировой науки, невозможность участия российских ученых в международных проектах и вынужденный отъезд ученых за границу. Упоминали, хотя и с меньшей частотой, бюрократию и возможные риски уголовных дел. Фактор «в науку трудно пробиться» назвал всего один процент опрошенных.
К выводам исследования (особенно в части возрастных предпочтений) следует относиться осторожно: хотя оно квотно распределяло доли опрошенных по федеральным округам и типам населенных пунктов, всего в исследовании поучаствовали 1600 человек. Это не настолько большая выборка, чтобы по-настоящему точно оценить мнения возрастных групп. Тем не менее наиболее общий вывод исследования — о быстром росте привлекательности профессии ученого — практически наверняка корректен. Вероятные причины его на данном этапе оценить сложно. Скорее всего, дело в выросшей, в условиях санкций и сокращения импорта, востребованности научного труда для общества.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев