Как художники за рабочие места с ИИ борются

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Автор: Купрашевич Максим. Громоподобный шаг научно-технического прогресса слышен издалека: сквозь года до нас доносится эхо шагов из будущего. Шрамы ран, полученных в предыдущие промышленные революции, априорные, переданные через учебники и опыт предков, болезненно сжимаются под воздействием этого эха. Как и всё великое, дела человечества пугающе красивы.

Наверное, поэтому все мы стали в той или иной мере, но скажем честно, опасаться ИИ заранее. А пока фантазировали, он зашёл не совсем оттуда, откуда его ждали.

В 2004, когда выпускали фильм «Я, Робот», казалось, что творчеством ИИ закончит, а он с этого начал.

Это будущее наступило — алгоритмы уже выигрывают всевозможные конкурсы творчества, как художественные, так и литературные ([1], [2], [3], etc), уже пишут код, прямо сейчас.

Нейросети уже даже угрожают чьим-то рабочим местам. Несколько недель назад мой близкий друг рассказал о делах в его фирме. Причём, они ведут достаточно классический бизнес, сильно далёкий от ИИ или ИТ. У них радикально сократили штат дизайнеров, а в ближайшее время собираются заменить почти всех, оставив небольшое количество уже скорее промт-инженеров.

Если вы использовали любую из современных генеративных моделей: Kandinsky 3.0, StableDiffusion SDXL, DALL-E 3, Imagen, Midjourney, Adobe Firefly или другие, то вы хорошо понимаете о чём речь, какого высокого качества они достигли, как их только не применяют.

Для иллюстрации масштабов:

hudozhniki1.png

Дальше только больше, кто-то даже считает, что программисты — списанный материал, а кто-то намекает, что и весь интеллектуальный слой человечества. И хотя эти тезисы пока ближе к спекуляциям, удивляет, как быстро мы преодолели путь между фантазиями и реальностью.

Но этот текст не про будущее и не про гадание на кофейной гуще, какое оно будет. Он про то, как реагируют на угрозу люди. Ведь было бы странно думать, что все с этим просто смирились. Конечно, люди прекрасно понимают происходящее и стараются что-то предпринять. Немного об этом я и расскажу.

Итак, художники одними из первых приняли удар и им есть о чём беспокоиться. Мало того, что теперь любой человек может совершенно спокойно, без какого-либо существенного навыка, генерировать изображения такого качества, что хоть конкурсы выигрывай. Так теперь ещё и личный стиль, выработанный долгими годами, в условиях жёсткой конкуренции, могут просто увести в пару кликов. Например, существует проект Scenario, позволяющий загрузить свой собственный трейнсет и на его основе генерировать изображения с конкретным стилем.

Получается сложная правовая, моральная и этическая ситуация, которую пытаются разрулить с очень разных сторон. От добавления специального тегов (вроде do-not-scrape/train) в robots.txt до судебных исков. Фундаментально, однако, это всё малоэффективно, по двум причинам. Во-первых, огромный перевес денежных средств и инвестиций, очевидно, сейчас скорее на стороне меча, нежели щита. Во-вторых, если крупные компании вынуждены реагировать, иначе их затаскают по судам, то мириады стартапов просто кладут на это цифровой болт. Они закрываются-то быстрее, чем юрист успеет документы заполнить.

Поскольку административные инструменты пока не очень эффективны, да никому пока особо и не понятно, как их применять и надо ли вообще, в дело вступила наука. В целом, за долгие года развития области накоплено достаточно понимания, как можно атаковать системы машинного обучения, поэтому не удивительно, что со временем появились утилиты, предназначенные для защиты авторских работ на основе этого понимания.

Разберём два таких свежих инструмента: Glaze и Nightshade, по их соответствующим научным публикациям.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр