Каким будет мир, если нейросети станут помогать юристам?

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Автор: Максим Головач. Искусственный интеллект, как это принято говорить, проникает во все сферы деятельности человека. И, конечно, юриспруденция – не исключение. Как минимум из-за количества рутинных задач, которые приходится решать специалистам. И не важно, находятся ли эти специалисты в англо-саксонской системе права или же в романо-германской. Бюрократии хватает везде.

А прецеденты, которые главенствуют в англо-саксонской системе, тоже имеют значение в романо-германской – как минимум для понимания, насколько велик шанс выиграть или проиграть конкретное дело.

Искусственный интеллект забирает на себя рутинные задачи. Одновременно с этим он помогает анализировать большие объёмы данных, искать тенденции. Образовательные ИИ – те инструменты, которые позволяют создавать индивидуальные траектории обучения – помогают освоить профессию молодым специалистам, а людям постарше – оставаться в тренде.

Так на что в этой области будет способен ИИ в будущем? Давайте разбираться.

Развитие ИИ в юриспруденции

Брюс Бьюкенен и Томас Хедрик в 1970 году в статье «Некоторые рассуждения об искусственном интеллекте и юридическом обосновании» рассуждали о применении компьютерного моделирования юридических рассуждений. В течение первого десятилетия после этой статьи Л. Торн Маккарти разработал первую предметно-ориентированную экспертную систему «Taxman»: она позволяла на основе классификации вводимой информации выдавать юридическое обоснование для решения задачи освобождения от подоходного налога в случае реорганизации корпораций. Позже появлялись иные системы, но до громкого звания искусственного интеллекта, им было далеко.

В 1990-е годы был дан новый импульс разработкам в этой сфере – концепция электронного правительства. Машинное обучение стали пробовать для задач управления. Всё в лучших традициях А. Китова из 1950-х, но не в СССР, а других странах.

За последние десять лет мы увидели множество проектов в области LegalTech. Часто они решали конкретные задачи. Например, запущенный в 2014 году сервис DoNotPay помогал автовладельцам оспаривать штрафы за парковку. В 2023 году стартап хотелhttps://habr.com/ru/news/713216/ отправить своего ИИ-адвоката участвовать в судебном заседании в виде AR-очков с чат-ботом на клиенте… Не получилось – государственные коллегии адвокатов из нескольких штатов угрожали компании судами за практику без лицензии. Не захотели терять хлеб.

Компании разрабатывают чат-боты, помогающие людям, и сервисы для юристов. В России такими проекты запускали, например, «Европейская юридическая служба» и «Право.ру».

Пару лет назад на Хабре подробно рассматривалиhttps://habr.com/ru/articles/677920/ новость о том, что в Китае появился “ИИ-судья”. Журналисты в лучших традициях научной журналистики (как в том анекдоте про учёного, надругавшегося над работником пера) говорили о том, что искусственный интеллект в цифровом китайском концлагере выносит приговоры в суде. Но ИИ на деле оказался лишь системой-помощником, способным забрать на себя ту же рутину вроде поиска имущества, которое должно быть арестовано и выставлено на аукцион, и поиск подходящих статей закона.

А что действительно интересно, так это необходимость судьи обосновать подробнее своё решение в случае, если оно не совпадает с мнением ИИ. Зачем это нужно? Судьи на локальном уровне, которые могли бы выносить те решения, которые выгодны им по разным причинам – вроде взяток – потеряли такую возможность. В общем, это просто инструмент, препятствующий коррупции.

Сферы применения ИИ в юриспруденции

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр