Титановый протез в опасной близости от мозга. Профессор Сергей Епифанов о замене височно-нижнечелюстного сустава
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Российские врачи умеют создавать и имплантировать индивидуальные протезы височно-нижнечелюстного сустава. На первый взгляд, это достаточно узкоспециализированная тема, особенно в контексте того, что о самом суставе большинство людей знают немного и вряд ли о нем задумываются, воспринимая возможность открыть рот как норму. Другое дело, если человек лишается этой возможности.
В таком случае собственные, отечественные медицинские технологии для конкретного пациента становятся важнее, чем популярные микроэлектроника или машиностроение. И такие технологии у нас есть. Более того, они позволяют проводить операции экономически выгодно ― за счет бюджета в отличие от многих зарубежных стран.
Операции по полной замене височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) протезами из искусственных материалов (тотальное эндопротезирование) в России начали более или менее широко распространяться около 15 лет назад, с начала 2010-х гг. За этот срок хирурги от установки стандартизированных, условно подходящих имплантатов и прототипов из воска и пластилина перешли к персональным протезам, создающимся персонально для каждого пациента.
О развитии медицинской технологии и перспективах, которые ждут пациентов с повреждениями ВНЧС, порталу «Научная Россия» рассказал доктор медицинских наук, профессор Сергей Александрович Епифанов.
В опасной близости от мозга
Височно-нижнечелюстной сустав находится спереди от слухового прохода, там, где нижняя челюсть контактирует с основанием черепа. Держат челюсть мышцы и связки, а сустав ― это ось вращения, позволяющая открывать и закрывать рот, совершать боковые движения челюстью и движения вперед-назад. Из более чем 230 суставов в организме человека ВНЧС ― единственный парный, а оси вращения, связанные одной челюстью, синхронизированы в трех плоскостях. При этом сустав используется чуть ли не чаще остальных, располагается максимально близко к мозгу, а в его зоне проходят лицевой нерв, крупные сосуды и артерии.
Все это создает операционные риски. А потому, хотя операцией и руководят челюстно-лицевые хирурги, в подготовке к протезированию и самом вмешательстве принимают участие нейрохирурги, сосудистые хирурги, стоматологи, оториноларингологи… Сложность операции ― одна из причин, по которой эндопротезирование ВНЧС не так популярно, как замена других суставов, например тазобедренного или коленного.
С.А. Епифанов: «Тотальное эндопротезирование височно-нижнечелюстного сустава проводится при дефектах или деформациях суставной головки: в ситуации, когда она отсутствует или ее положение настолько изменено, что открывание и закрывание рта проблематичны. Кроме того, замена сустава требуется, если его затрагивают опухоли, а также при поражениях, которые приводят к полной неподвижности сустава: последствиях травм, заболеваний, лучевой терапии. Все это приводит к нарушению речи, невозможности полноценно принимать пищу, лечить зубы, проводить эндоскопические исследования… И это далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются пациенты с запущенными формами заболеваний ВНЧС».
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев