Интервью с директором Департамента образовательных программ РОСНАНО Еленой Соболевой
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
2 сентября 2009 года состоялся визит делегации ГК РОСНАНО в МГТУ им. Баумана. Целью визита являлось подписание Соглашения о сотрудничестве. Об этом, а также об утвержденной образовательной Концепции ГК РОСНАНО рассказывает директор Департамента образовательных программ Елена Соболева.
Елена Николаевна, расскажите несколько слов о проходящем сегодня мероприятии.
В главном, оно связано с таким направлением деятельности ГК «Роснанотех», как подготовка кадров для наноиндустрии. В первую очередь, речь идет о подготовке инженеров-конструкторов и инженеров-технологов, обладающих компетенциями, которые позволяют разрабатывать и использовать нанотехнологии.
Речь идет об обучении школьников и студентов?
Нет. Во всяком случае, о школьниках речь пока точно не идет. Мы говорим, в основном, о системе переподготовки и повышения квалификации. Для школьного и вузовского образования в последние годы очень многое делается государством, в том числе серьезная поддержка была оказана в рамках приоритетного национального проекта «Образование». У нас задача другая. РОСНАНО участвует в формировании наноиндустрии в нашей стране: создает и поддерживает проектные бизнес-компании, а, значит, необходимо готовить кадры, которые нужны этим производствам. Для этого мы и отрабатываем режим дополнительного образования, то есть вариант до-подготовки инженеров, уже имеющих высшее образование – чтобы они овладели новыми знаниями и навыками, чтобы смогли работать в сфере нанотехнологий.
Каков средний срок такой переподготовки?
В среднем, около 500 академических часов. Это значит, что за сравнительно короткий промежуток времени человек, имеющий базовое техническое образование, может получить дополнительные компетенции, связанные с использованием нанотехнологий.
Подписанное соглашение с МГТУ им. Баумана является единственным?
Уже подписано такое соглашение с МГУ им. М.В.Ломоносова и Московским физико-техническим институтом. Закономерно, что третьим в этом списке стал МГТУ им. Н.Э.Баумана – лидер инженерно-технического образования. Мы рассчитываем, что этот университет, наряду с другими ведущими техническим вузами страны, может стать одним из центров переподготовки кадров для наших проектных компаний.
Когда начнется подготовка первых специалистов по утвержденной Концепции?
Недавно мы закончили формировать пакет конкурсной документации, чтобы начать отбор программ по заказу наших компаний. Первые конкурсы должны быть объявлены до 20-го сентября. Мы должны будем отобрать первые четыре программы связанные с производством экологически чистой и энергосберегающей светотехники на основе нанотехнологий, солнечных батарей космического назначения, продукции из наноструктурных керамических и металлокерамических материалов, продукции с использованием наномодифицированных углеродных и минеральных волокон и связующих.
После объявления конкурса в течение месяца будут подведены итоги, затем разработаны программы и с января 2010 начнется апробация этих программ.
Будет ли платным такое обучение?
В рамках апробационного периода, пока программы еще формируются, обучение пилотных групп будет финансироваться Корпорацией. Затем обучение на этих программах должно стать платным. И у нас в стране, и во всем мире дополнительное образование оплачивается, как правило, самим рынком труда: предприятием, которому нужны кадры определенной квалификации или самими людьми, осознающими необходимость своей переподготовки.
Когда же программы будут полностью готовы, а потом еще и доработаны по результатам обратной связи от выпускников пилотной группы, от работодателей, заказавших программу, от экспертов Корпорации – тогда они попадают в наш электронный реестр, и, в своей основной части, оказываются в открытом доступе. Тогда уже не только вузы, выигравшие конкурс на разработку и апробацию программ, но и другие учебные заведения смогут воспользоваться этими наработками, обогатить ими свои программы и сделать значительно более эффективной подготовку специалистов по той или иной тематике. В свою очередь, в будущем российские компании-участники наноиндустрии (и те, что поддерживаются Корпорацией, и те, что существуют на рынке самостоятельно) смогут выбирать себе программы для обучения кадров в этом реестре, самостоятельно заказывать и оплачивать подготовку нужных им специалистов.
Надо сказать, что нас волнует переподготовка специалистов не только с высшим образованием. Конечно, важны инженеры, конструкторы и технологи, но не менее нам важны и техники. Будем искать соответствующие подготовительные центры в регионах, объявлять конкурсы на разработку программ для кадров этой номенклатуры, отбирать структуры, которые докажут свою способность хорошо готовить специалистов, у которых есть оборудование для этого, а если нет собственного оборудования, то, значит, должны быть договорные отношения с предприятиями, у которых это оборудование есть.
Наконец, есть еще одна категория кадров, необходимых наноиндустрии, и которой мы будем уделять внимание – это специалисты в области инновационного менеджмента в сфере высоких технологий. Предприятиям нужны люди с инженерной подготовкой, которые также владеют компетенциями в области маркетинга наукоемкой продукции, инвестиционной деятельности предприятий, бизнес-планирования. Кстати, МГТУ им. Н.Э.Баумана, где мы с вами находимся, готовит таких специалистов – инженеров-мнеджеров – уже с 2004 года. Переподготовку по этому направлению ведут еще несколько крупных вузов страны. Так что нам есть с кем работать – и по нанотехнологиям, тут уже можно выделить несколько десятков вузов и техникумов, на которые можно рассчитывать, и в области инновационного менеджмента.
Беседовал Карпенко Алексей
Конкурсы, речь о которых идет в интервью, уже объявлены
Материал по теме: Целевой образовательный триплет
- Войдите на сайт для отправки комментариев