Игры с нано далеко заведут

-->

История, которая началась в Пермском крае весной этого года, когда-нибудь, возможно, войдет в учебники экономики как пример удачной, но вынужденной диверсификации промышленности целого региона под воздействием кризиса. А может, и нет. Во всяком случае, появление в краевой администрации советника губернатора по имени Александр КОНДРАШОВ пока никого особенно не потрясло

Между тем этот московский щеголь, выделяющийся среди пермских чиновников как колибри в стае серых щеглов, намерен произвести в Прикамье настоящую революцию. А если точнее – вернуть нашему якобы сырьевому региону его истинное машиностроительное лицо. Только не прежнее, обожженное у демидовских и советских доменных печей, а вполне современное, с изысканным нанотехнологическим загаром.

За что Прикамью «така любовь»?

Появление РОСНАНО в Пермском крае вообще было довольно смелой затеей, учитывая ориентацию местной экономики. Но кризис многое изменил. И незабвенный ЧУБАЙС, которому судьба дала реабилитационный шанс стать повивальной бабкой новой российской экономики, верно выбрал момент, чтобы сделать лестное предложение региональному руководству. После его февральской прогулки по фойе второго этажа главного корпуса ПГТУ различные слова с приставкой «нано» все чаще стали звучать из уст представителей краевого правительства, а никому не ведомый Кондрашов мгновенно обрел и статус, и помещение.

При этом не стоит заблуждаться относительно истинных интересов региональной элиты в сотрудничестве с РОСНАНО. Основной интерес прост: если у корпорации есть финансовый ресурс, почему бы не попытаться его заполучить, особенно в нынешнее время? Если вспомнить провальное участие, вернее, неучастие Пермского края в инновационных форумах прошлого года, с трудом верится, что то же самое правительство вдруг разом обрело новое мышление и повело региональную экономику совсем в другом направлении.

Правда, руководство министерства инноваций, промышленности и науки поменялось, да и вице-премьер Юрий УТКИН, о котором не раз приходилось слышать, что это наиболее вменяемый зам. в краевом правительстве, сказал много красивых и горячих слов об особых отношениях Пермского края с «Российской государственной корпорацией нанотехнологий». Но вот эта горячность-то и удивляла. Поэтому, придя на интервью с новым советником губернатора, я первым делом поинтересовался: за что Прикамью такая любовь? Александр Кондрашов, надо признать, изо всех сил старался сказать о сотрудничающих с ним пермских чиновниках что-нибудь хорошее.

Он рассказал, что представитель корпорации есть в России действительно только в одном регионе, и это Пермский край. Но не потому, что регион такой продвинутый, а потому, что отстающий, и ему нужно «придать добавочную скорость, чтобы догнать другие регионы». И затеплившееся было ощущение пермской исключительности разом померкло. Как же, любовь у нас! Просто Чубайс унюхал здесь неразработанную наножилу. И не стал дожидаться местной инициативы, а проявил свою. Кондрашов так прямо об этом и сказал: «Если бы мы не увидели в Пермском крае «золотую жилу», нас бы здесь не было». При этом он трезво оценивает наши возможности: «Не должно быть иллюзий – в ближайшие год-два Пермский край не сможет серьезно конкурировать с наукоградами и крупными научными центрами, такими, как Томск, Новосибирск, Москва с Московской областью и Петербург. Но должен быть ровно за ними. А вот Свердловскую область догнать и перегнать можно…».

Согласитесь, эта вроде бы небольшая поправка точки отсчета весьма существенно меняет интонацию всех разговоров о развитии нанотехнологий в Пермском крае. Но каковы наши чиновники! Сделать недостаток комплиментом – да уж, такому лукавству даже Москве можно поучиться…

Есть за что побороться

Однако чтобы не ссорить советника с людьми, с которыми ему предстоит работать, добавлю, что ничего плохого ни про кого он не сказал. Инновационный потенциал Пермского края оценивает как высокий, а уровень компетентности работников краевого правительства, и прежде всего краевого минпрома, выше среднего. По его словам, в правительстве края созрело понимание, что по инновационному пути надо двигаться быстро. И это выгодно отличает Прикамье от других регионов, где не решаются дать преференции новой отрасли из боязни задеть интересы традиционных кормильцев. Скажем так, в это очень хочется верить. Потому что Кондрашов не будет вечно летать в Пермский край, заменяя собой технопарк в одном лице, и лично ездить по предприятиям, организуя подачу заявок. Он планирует сделать этот процесс совершенно обычной работой местного правительства. Чтобы в планах работы экономического блока была записана и строка о количестве проектов, заявки по которым направлены в РОСНАНО, о количестве денег, привлеченных от РОСНАНО, количестве предприятий, созданных в Пермском крае в рамках программы сотрудничества с РОСНАНО, и даже о количестве предприятий из других регионов, которые удалось переманить в Пермский край для производства с применением нанотехнологий. «Долго же ему придется ездить…», – подумал я, но ничего не сказал. В планах на следующий год – создание пермского технопарка, но об этом разговор особый.

Что касается пермских заявок, то, трудами Кондрашова, в РОСНАНО их уже восемь. А всего в Пермском крае рассмотрено более 20 потенциальных проектов в области нанотехнологий. Первая заявка от ЗАО «Пеноситал», возможно, будет одобрена в сентябре. Кстати, в РОСНАНО рассмотрели уже более 1000 проектов, но одобрили только 22. Пройти через это «сито» не так просто. Другое дело, что корпорации важно создать в Прикамье «истории успеха», так что сливки всегда достаются первым.

Что же до собственной компетенции, то Кондрашов честно признал, что по образованию он менеджер, как и большинство из 400 сотрудников корпорации. Но Чубайс договорился с МГУ о лекциях по основополагающим дисциплинам два раза в неделю, на большинстве которых лично присутствует. Так что его подчиненные совершенно уверенно разговаривают с техническими директорами предприятий на их языке. Денег, правда, у корпорации будет меньше – из 130 миллиардов 85 в декабре этого года могут забрать обратно в федеральный бюджет, но останутся еще больше 50 (45 плюс на размещенные в банках временно свободные средства набежали 6 миллиардов по процентам). Есть за что побороться, и есть на что поддержать единомышленников в Прикамье, которые не на словах, а на деле хотят перевести экономику региона на инновационный путь. Собственно, средства уже идут, потому что Кондрашов получает зарплату в РОСНАНО, а не в правительстве Пермского края. Его деятельность можно рассматривать как первую инвестицию.

А досье, которое он ведет на всех, кому интересно заниматься нанотехнологиями, – как список тех, кто готов принять участие в подпольной борьбе.

Для подачи заявки надо обращаться в краевой проектный офис РОСНАНО по адресу: Пермь, ул. Куйбышева, 14 (КДЦ), офис 205. Тел.: 277–74–63, e-mail: akm@permkrai.ru.

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Пермский обозреватель