С Казанью хотят поделиться кусочком «черного крыла». А раньше она претендовала на него целиком

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Правительство Татарстана рассматривает предложение ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) о производстве на ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова» части крыла из композиционных материалов («черное крыло»).

Предполагается, что продукция будет использоваться не только при производстве российских самолетов SukhoiSuperJet-100 и МС-21, но и европейских Airbus и американских Boeing. Возможно, одним из главных участников программы станет всемирно известная (прежде всего, производством спортинвентаря) фирма Fischer… Напомним, ранее казанский авиазавод претендовал на выпуск «черного крыла» целиком.

airplane-ssj100-.jpg Andrei Nesvetaev, Airliners.net

«Черное крыло»

Создание в Казани завода композиционных аэроматериалов на базе нанотехнологий обсуждалось в столице Татарстана в октябре 2008 года на расширенном заседании Координационного совета по реализации соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий и наноиндустрии.

Суть вопроса в том, что мировое авиастроение стремительно переходит на композиционные материалы, обеспечивающие снижение веса и рост прочности самолетов. Но если в Boeing-787 Dreamliner композитов до 60%, то в Ан-148 и SukhoiSuperJet-100 на них приходится 5–6%. К тому же отечественные композиты менее прочны и стоят втрое дороже, да и выпускается их – мизер. Однако импортные материалы – не выход: поставки строго дозированы экспортными ограничениями, а в военном авиастроении использовать их и вовсе нельзя. Как заявил тогда директор технологического центра ОАК Юрий Тарасов, Россия может изучить зарубежный опыт и создать свои адекватные технологии. Более того, мечты простерлись и к захвату части зарубежного рынка разработки и производства «черных крыльев» (углеродное волокно черного цвета). Участники совещания закончили на том, что в Казани есть все для организации такого производства. Конкурентами Казани были Воронеж, Ульяновск и Луховицы.

Ульяновская гиперактивность

airplane-ms21-.jpgФото с сайта 8march.bid.ru

Вопрос обсуждался и в марте 2009 года во время визита в Казань гендиректора «Роснано» Анатолия Чубайса. Но разговоры постепенно затихли. А вспомнили о «казанских» композитах в октябре 2009-го: Airbus, ОАК, ОАО «Корпорация "Иркут» и немецкая компания Luratec-AG вели переговоры о производстве на КАПО комплектующих из композиционных материалов для программы конвертации пассажирских A320 в грузовую версию. Но речь шла уже не о крыльях, а о деталях для системы кондиционирования. Предполагалось, что участие КАПО в программе позволит подготовить и сертифицировать производственную базу предприятия для будущих программ сотрудничества с Airbus. Начать «что-то делать» намеревались к концу 2009 года. Тогда же гендиректор КАПО Васил Каюмов в интервью «ВиД» рассказал, что борьба за «черное крыло» не окончена, а плюсы Казани по сравнению с главным соперником, – ульяновским «Авиастаром-СП», обладающим более совершенными производственными мощностями, – образовательная база и наличие других предприятий, которые могут положительно повлиять на производство. Но в феврале 2010 года стало точно известно: выпускать композитные крыло, центроплан и хвостовое оперение будут на «Авиастар-СП». Причем, как было понятно из сообщений СМИ, борьба к тому времени шла только между Ульяновском и воронежским ВАСО. Размещение производства в Воронеже признали экономически нецелесообразным. А за «Авиастар-СП» сыграли свободные цеха и готовность властей региона предоставить льготы инвесторам. Впрочем, глава аналитической службы «АвиаПорта» Олег Пантелеев объяснил выбор Ульяновска, в первую очередь, «гиперактивностью» местных властей.

Австрийцы осмотрелись в Казани

airplane-a380-.jpg

И вот наконец 4 июня директор технологического центра ОАК Юрий Тарасов сообщил «АвиаПорт», что корпорация выбрала КАПО местом производства «черных» закрылков, а также рулей высоты и направления. Отметив, что на КАПО есть корпуса, которые могут быть выделены в отдельное производство, Юрий Тарасов констатировал: «Решение принято в рамках оптимизации загрузки предприятий ОАК… До конца июня мы рассчитываем подписать соглашение с правительством Татарстана, как подписывали с администрацией Ульяновской области, где создается производство по выпуску кессона крыла, центроплана, а также будет осуществляться сборка крыла». В пресс-службе ОАК «АвиаПорту» уточнили, что до конца июня с правительством Татарстана и правительством России будет подписано трехстороннее соглашение о загрузке КАПО. Первый заместитель министра промышленности и торговли РТ Владимир Соловьев сообщил «ВиД», что говорить о чем-то конкретном пока рано, но: «Правительство Татарстана рассматривает предложение ОАК и относится к нему положительно». Можно понять – будущее КАПО, загруженного заказами только до 2011 года, – одна из главных проблем промышленности республики. Как рассказал «АвиаПорт» Васил Каюмов, КАПО уже осмотрели представители австрийской фирмы по выпуску композитов Fischer Composite, и «непосредственный старт проекта будет зависеть от того, когда «АэроКомпозит» (это ЗАО – дочерняя структура ОАК. – Т.Л.) определится со схемой финансирования и оформит отношения с Fischer Composite». Занятно, что об этой компании говорится еще до проведения конкурса: в октябре-ноябре ОАК и «АэроКомпозит» рассчитывают выбрать по одной зарубежной компании – потенциальному партнеру проектов в Ульяновске и в Казани. Каждая станет интегратором создания композитных производств на своей площадке – поставит оборудование, выстроит технологический процесс, введет оборудование в эксплуатацию, в первые годы будет контролировать соблюдение процедур и регламентов, а также отвечать, если оговоренные производственные показатели по качеству, энергоемкости и трудоемкости не будут достигнуты.

От лыж до аэробусов

airplane-boing-787-dreamliner-.jpg

Помимо Fischer Composite в конкурсе участвуют еще пять зарубежных фирм. Тем не менее сообщается, что Fischer Composite уже подписала предварительное соглашение с ОАК, в соответствии с которым австрийской компании может принадлежать до 49% акций нового предприятия (51% – у «АэроКомпозит»).

Немудрено, что в ОАК и в Казани хотят видеть именно эту фирму. Fischer – не только самый знаменитый производитель лыжной продукции. Разогнавшись на спортинвентаре, компания завоевала авторитет в сфере создания материалов для авиационно-космической промышленности и работает на Boeing, McDonnel Douglas, Bombardier, deHavilland, Fokker. Занятно, что аэрокомпозит AirCarbon используется не только в самолетах, но и в конструкциях ракеток для большого тенниса и горных лыж. Словом, не зря президент «АэроКомпозита» Анатолий Гайданский рассказал «АвиаПорту», что Fischer Composite возьмет на себя обязательства по привлечению программ Boeing и Airbus: «Мы ориентируем будущий завод по механизации не только на поставки для МС-21 и SSJ, но и на программы для иностранных заказчиков, поэтому производство будет сертифицировано по западным стандартам». На всякий случай напомним, о сотрудничестве Airbus и КАПО говорится с 2002 года, когда в Казань приезжал директор Airbus по международной кооперации и развитию Тьери Ксавьер – речь шла о создании в столице Татарстана дочернего предприятия европейской корпорации.

По расчетам ОАК, опытное «черное крыло» должно быть изготовлено в 2012 году. И от успеха предприятия зависит срок создания перспективного российского среднемагистрального лайнера (первый полет – не ранее 2014 года). А мы будем надеяться, что все это не просто слова, а реальное дело для КАПО.

Автор: Тимур ЛАТЫПОВ, «ВиД»

Выпуск: 102(3296) от 08 июня 2010 года

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Газета Время и деньги