С Казанью хотят поделиться кусочком «черного крыла». А раньше она претендовала на него целиком
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Правительство Татарстана рассматривает предложение ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) о производстве на ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова» части крыла из композиционных материалов («черное крыло»).
Предполагается, что продукция будет использоваться не только при производстве российских самолетов SukhoiSuperJet-100 и МС-21, но и европейских Airbus и американских Boeing. Возможно, одним из главных участников программы станет всемирно известная (прежде всего, производством спортинвентаря) фирма Fischer… Напомним, ранее казанский авиазавод претендовал на выпуск «черного крыла» целиком.
Andrei Nesvetaev, Airliners.net
«Черное крыло»
Создание в Казани завода композиционных аэроматериалов на базе нанотехнологий обсуждалось в столице Татарстана в октябре 2008 года на расширенном заседании Координационного совета по реализации соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий и наноиндустрии.
Суть вопроса в том, что мировое авиастроение стремительно переходит на композиционные материалы, обеспечивающие снижение веса и рост прочности самолетов. Но если в Boeing-787 Dreamliner композитов до 60%, то в Ан-148 и SukhoiSuperJet-100 на них приходится 5–6%. К тому же отечественные композиты менее прочны и стоят втрое дороже, да и выпускается их – мизер. Однако импортные материалы – не выход: поставки строго дозированы экспортными ограничениями, а в военном авиастроении использовать их и вовсе нельзя. Как заявил тогда директор технологического центра ОАК Юрий Тарасов, Россия может изучить зарубежный опыт и создать свои адекватные технологии. Более того, мечты простерлись и к захвату части зарубежного рынка разработки и производства «черных крыльев» (углеродное волокно черного цвета). Участники совещания закончили на том, что в Казани есть все для организации такого производства. Конкурентами Казани были Воронеж, Ульяновск и Луховицы.
Ульяновская гиперактивность
Фото с сайта 8march.bid.ru
Вопрос обсуждался и в марте 2009 года во время визита в Казань гендиректора «Роснано» Анатолия Чубайса. Но разговоры постепенно затихли. А вспомнили о «казанских» композитах в октябре 2009-го: Airbus, ОАК, ОАО «Корпорация "Иркут» и немецкая компания Luratec-AG вели переговоры о производстве на КАПО комплектующих из композиционных материалов для программы конвертации пассажирских A320 в грузовую версию. Но речь шла уже не о крыльях, а о деталях для системы кондиционирования. Предполагалось, что участие КАПО в программе позволит подготовить и сертифицировать производственную базу предприятия для будущих программ сотрудничества с Airbus. Начать «что-то делать» намеревались к концу 2009 года. Тогда же гендиректор КАПО Васил Каюмов в интервью «ВиД» рассказал, что борьба за «черное крыло» не окончена, а плюсы Казани по сравнению с главным соперником, – ульяновским «Авиастаром-СП», обладающим более совершенными производственными мощностями, – образовательная база и наличие других предприятий, которые могут положительно повлиять на производство. Но в феврале 2010 года стало точно известно: выпускать композитные крыло, центроплан и хвостовое оперение будут на «Авиастар-СП». Причем, как было понятно из сообщений СМИ, борьба к тому времени шла только между Ульяновском и воронежским ВАСО. Размещение производства в Воронеже признали экономически нецелесообразным. А за «Авиастар-СП» сыграли свободные цеха и готовность властей региона предоставить льготы инвесторам. Впрочем, глава аналитической службы «АвиаПорта» Олег Пантелеев объяснил выбор Ульяновска, в первую очередь, «гиперактивностью» местных властей.
Австрийцы осмотрелись в Казани
И вот наконец 4 июня директор технологического центра ОАК Юрий Тарасов сообщил «АвиаПорт», что корпорация выбрала КАПО местом производства «черных» закрылков, а также рулей высоты и направления. Отметив, что на КАПО есть корпуса, которые могут быть выделены в отдельное производство, Юрий Тарасов констатировал: «Решение принято в рамках оптимизации загрузки предприятий ОАК… До конца июня мы рассчитываем подписать соглашение с правительством Татарстана, как подписывали с администрацией Ульяновской области, где создается производство по выпуску кессона крыла, центроплана, а также будет осуществляться сборка крыла». В пресс-службе ОАК «АвиаПорту» уточнили, что до конца июня с правительством Татарстана и правительством России будет подписано трехстороннее соглашение о загрузке КАПО. Первый заместитель министра промышленности и торговли РТ Владимир Соловьев сообщил «ВиД», что говорить о чем-то конкретном пока рано, но: «Правительство Татарстана рассматривает предложение ОАК и относится к нему положительно». Можно понять – будущее КАПО, загруженного заказами только до 2011 года, – одна из главных проблем промышленности республики. Как рассказал «АвиаПорт» Васил Каюмов, КАПО уже осмотрели представители австрийской фирмы по выпуску композитов Fischer Composite, и «непосредственный старт проекта будет зависеть от того, когда «АэроКомпозит» (это ЗАО – дочерняя структура ОАК. – Т.Л.) определится со схемой финансирования и оформит отношения с Fischer Composite». Занятно, что об этой компании говорится еще до проведения конкурса: в октябре-ноябре ОАК и «АэроКомпозит» рассчитывают выбрать по одной зарубежной компании – потенциальному партнеру проектов в Ульяновске и в Казани. Каждая станет интегратором создания композитных производств на своей площадке – поставит оборудование, выстроит технологический процесс, введет оборудование в эксплуатацию, в первые годы будет контролировать соблюдение процедур и регламентов, а также отвечать, если оговоренные производственные показатели по качеству, энергоемкости и трудоемкости не будут достигнуты.
От лыж до аэробусов
Помимо Fischer Composite в конкурсе участвуют еще пять зарубежных фирм. Тем не менее сообщается, что Fischer Composite уже подписала предварительное соглашение с ОАК, в соответствии с которым австрийской компании может принадлежать до 49% акций нового предприятия (51% – у «АэроКомпозит»).
Немудрено, что в ОАК и в Казани хотят видеть именно эту фирму. Fischer – не только самый знаменитый производитель лыжной продукции. Разогнавшись на спортинвентаре, компания завоевала авторитет в сфере создания материалов для авиационно-космической промышленности и работает на Boeing, McDonnel Douglas, Bombardier, deHavilland, Fokker. Занятно, что аэрокомпозит AirCarbon используется не только в самолетах, но и в конструкциях ракеток для большого тенниса и горных лыж. Словом, не зря президент «АэроКомпозита» Анатолий Гайданский рассказал «АвиаПорту», что Fischer Composite возьмет на себя обязательства по привлечению программ Boeing и Airbus: «Мы ориентируем будущий завод по механизации не только на поставки для МС-21 и SSJ, но и на программы для иностранных заказчиков, поэтому производство будет сертифицировано по западным стандартам». На всякий случай напомним, о сотрудничестве Airbus и КАПО говорится с 2002 года, когда в Казань приезжал директор Airbus по международной кооперации и развитию Тьери Ксавьер – речь шла о создании в столице Татарстана дочернего предприятия европейской корпорации.
По расчетам ОАК, опытное «черное крыло» должно быть изготовлено в 2012 году. И от успеха предприятия зависит срок создания перспективного российского среднемагистрального лайнера (первый полет – не ранее 2014 года). А мы будем надеяться, что все это не просто слова, а реальное дело для КАПО.
Автор: Тимур ЛАТЫПОВ, «ВиД»
Выпуск: 102(3296) от 08 июня 2010 года
- Источник(и):
-
Газета Время и деньги
- Войдите на сайт для отправки комментариев