Инвесторы в поисках альтернативы нанотехнологиям

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Сегодня Кремниевая долина сходит с ума по Web 2.0 и альтернативной энергетике, но еще недавно мы были одержимы нанотехнологиями – идеей, что субмикронные частицы внезапно превратятся… да во что угодно.

Они заставят краску держаться дольше, из-за них еда перестанет, наконец, пригорать к антипригарным сковородам, а наши брюки перестанут мяться. Возможно, что кто-то даже обещал своим советам директоров сделать при помощи нано плащ-невидимку, точь-в-точь как у Гарри Поттера. Где отдача от этих инвестиций?

Нанотех казался беспроигрышным вложением по ряду причин.

Во-первых, здесь мы имели дело с реальной наукой, которая выдает настоящие, патентуемые открытия. А поскольку возможности науки на этом направлении представлялись практически безграничными, коммерсантам виделся огромный новый рынок. В феврале 2005 BusinessWeek вынес на обложку цифру в 300 млрд. долларов – объем рынка нанопродукции к 2010 году. (Сравните ожидания с тем, что есть сейчас).

Некоторые венчурные инвесторы уклонились от встречи с нано, некоторые – как Стив Джаверстон – окунулись в новую отрасль с головой, но большинство было где-то посередине. Другими словами, они на самом деле понятия не имели, можно ли сделать из этих крохотулек что-то большое и полезное, но на всякий случай выставили своих лошадей для участия в скачках.

Если верить тому же BusinessWeek, в отрасль вложили более миллиарда долларов, в ней возникло 1200 стартапов. (Фирмы, изучающие венчурный рынок, обычно не выделяют нанотехнологии как отдельную отрасль инвестирования, так что более точные цифры найти трудно. Думаю, оценки BusinessWeek весьма консервативны, ведь учитывались только сделки от 20 миллионов долларов, которые были на слуху).

По некоторым позициям успеха добиться удалось. Так, согласно данным проекта Pew Charitable Trusts по новейшим технологиям, сегодня на полках магазинов больше 1000 товаров, сделанных с применением нанотехнологий, против 212 товаров в 2006 году. Руководитель исследования Дэвид Рейески (David Rejeski) заявил, что в ближайшие два года число таки товаров превысит 1600.

Поразительно! О нет, минуточку. Не поразительно – где же отдача? Где же тот мощный поток нано-денег, который уже должен был смыть всю Кремниевую долину?

IPO компаний вроде Nanosys, Nanofilm или Konarka должны произойти «со дня на день» вот уже который год, но так и не состоялись. (Все три компании все еще на рынке и привлекли сотни миллионов долларов от венчурных фондов и фондов прямых инвестиций). Все выходы инвесторов из нанотехнологических фирм выглядели весьма, скажем так, скромно. В этой сфере не было ни одного символического, «эпохального» IPO, которое оправдало бы все те надежды, что связывали с нано, и заставило бы тех, кто надеялся, продолжить вложения.

При этом новые товары есть – вот они, в отчете Pew. Так что же случилось? Есть три варианта. Первый – рынки для этих продуктов слишком малы, и компании так и не достигли того масштаба, на который рассчитывали. Второй – эта область науки, и производство нанотоваров, развиваются эволюционно, плавно, технологического скачка не произошло. Третий – нас ждет IPO невиданных масштабов, вот прямо там, за следующим поворотом сидит и ждет.

Во многом это напоминает ситуацию с вложениями в Web 2.0. Скептики говорят, что большинство вебдванольных стартапов – никакие не компании, а всего лишь фичи и программки в стиле Y Combinator, которые, если повезет, удастся продать миллионов за 20 долларов.

Ключевое отличие: вебдванольные проекты крайне дешевы в производстве, их содержание стоит копейки. Проектирование штанов из субатомных частиц стоит отнюдь не так дешево. Что еще не стоит дешево? Правильно, – большинство проектов в сфере альтернативной энергетики.

В 2009 году число сделок в этой сфере упало на 30%, объем вложений сократился на 60%, произошел серьезный сдвиг от проектов по выработке «зеленой» энергии к проектам по энергосбережению. Велик риск, что через пару лет отрасль будет выглядеть также уныло, как нанотехнологиии. Что мы получили в обмен на миллиарды, влитые в альтернативную энергетику? Парочка публичных сделок имела место. На рынке появилось несколько «убойных» продуктов, в основном в области автомобилестроения, от таких компаний как Tesla, Fisker и Better Place . А что еще?

26o.jpg

Цены на нефть вернулись в разумные рамки и ореол, созданный ими вокруг альтернативной энергетики, потускнел. Отрасли сегодня нужно IPO масштаба Netscape, чтобы воодушевить инвесторов и заставить их вкладывать в настоящие исследования и науку, а не «играть в инвестиции», создавая, например, очередное ПО для управления умными электросетями.

Инвестор Пол Голланд (Paul Holland) из Foundation Capital считает, что кандидаты вряд ли найдутся. Другие возражают, что несколько «зеленых» компаний готовились выйти на биржу прямо перед крахом рынка, так что нам стоит ждать размещений уже в 2010 году. Однако большинство этих компаний стоят намного меньше миллиарда долларов.

Для отрасли, в которую влили миллиарды, такие размещения – все равно, что поцелуй в щечку после свидания.

Альтернативная энергетика без сомнения создает огромные возможности для перестройки любой из «старых» отраслей. И такая перестройка, без сомнения, произойдет. Вопрос в другом: сможет ли альтернативная энергетика преуспеть там, где провалились нанотехнологии – то есть, дать старт новому «золотому веку» венчурного инвестирования.


Автор – колумнист BusinessWeek, писатель Сара Люси (Sarah Lacy).

Оригинал материала опубликован на TechCrunch

Перевод UNOVA

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (5 votes)
Источник(и):

http://www.unova.ru/article/1225