Коммерциализация "нано": отношения с инвестором
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Нанотехнологии имеют огромные возможности, по сути, безграничные. Они способны не просто делать привычные нам вещи лучше или дешевле. Они способны делать их по определенным параметрам лучше минимум в несколько раз, фактически преобразуя эти вещи в совершенно новые.
Можно предположить: как в свое время перо осталось прототипом шариковой ручки, так и многие широко применяемые нами в быту вещи могут оказаться в будущем всего лишь прототипами вещей новых, сделанных с применением нанотехнологий.
Одним из главных барьеров на пути нанотехнологий в наш быт является коммерциализация наноидей как на внутреннем, так и внешнем рынках. И чем больше появляется новых разработок в наноиндустрии, тем более важным становится вопрос коммерциализации этих изобретений. По мнению многих экспертов, Россия сегодня сильно отстает от США и других развитых стран по коммерциализации нанотехнологий. В своей статье я хотел бы остановиться именно на вопросах коммерциализации и отношениях разработчика с инвестором.
Успех коммерциализация напрямую зависит от профессионализма и опыта бизнеса того, кто выполняет эту работу. У инвесторов, конечно, растет интерес к наноиндустрии, но в нано мало предпринимателей, и, по сути, отсутствуют грамотные менеджеры и маркетологи. Коллектив разработчиков, получая готовое наноизобретение, вдруг выясняет, что это уникальное изобретение почему-то никому особо и не нужно. Никто не торопится предлагать авторам изобретения деньги на его коммерциализацию!
Давайте рассмотрим, почему это обычно происходит и что нужно делать, чтобы этого не было. Обычно вначале у разработчика появляется какое-либо изобретение и только потом он придумывает, где и как его можно применить. При этом мест применения такой наноразработки оказывается несчетное множество. Разработчик заявляет инвестору: «Эту разработку можно использовать где угодно. Нигде в мире этого нет. Такого никто не делал. В ближайшем будущем ничего подобного не будет создано ни в одной стране мира. Это купит весь мир». На самом деле ученые обычно плохо понимают рынок и еще хуже разбираются в бизнесе. При этом мнение разработчика здесь однозначно, только ученый знает суть своей разработки, только он знает как и где ее применить. Ученому сложно понять, что наноразработка для коммерциализации – это всего лишь один из возможных продуктов для вывода на рынок. Суть разработки, на самом деле, здесь не так важна. На этапе коммерциализации более важно умение менеджера создать бизнес и вывести новый продукт на рынок. Необходимо понимать, что коммерциализация – это не научное превосходство идеи (наноразработки) и это не вопрос управления знаниями, а это вопрос построения бизнеса и управления деньгами. Даже очень хорошая технология автоматически не означает успешное ее рыночное внедрение. Прорывная, на первый взгляд, нанотехнология легко может оказаться не интересной для коммерциализации именно по причине того, что никто не захочет покупать готовый продукт по каким-либо причинам (например, неудобно пользоваться или значительно дороже). Разработчик должен понимать, что на самом деле никто не думает, что нуждается в его Нанотехнологии, и никто не намерен за это платить. Управление знаниями (наукой) и управление финансами (бизнесом) – это две совершенно разные вещи!
Нет ни одного инвестора или бизнес-партнера ни в России, ни в мире, которые хотели бы видеть ученого (автора разработки) на позиции управленца создаваемым на базе его разработки бизнеса! В нашей стране существует довольно много разрозненных как частных, так и государственных предприятий, которые имеют какие-то свои отдельные нанонаработки высокой степени готовности. Как правило, это все же государственные предприятия, ведущие на хорошем уровне научную работу – институты, ФГУПы. Эти институты и ФГУПы не известны рынку именно потому, что разработки у них есть, а решения, как вывести их на рынок, они не имеют. У них нет соответствующих специалистов и опыта ведения бизнеса на открытом рынке. При этом, несмотря на отсутствие коммерческого опыта, многие разработчики настаивают на том, что руководить бизнесом могут только они, что чаще всего неприемлемо для инвестиционной компании. Отсутствие опытной команды управления – одна из главных причин отказа инвестора в инвестициях. Именно по этой причине частные инвестиционные компании, инвестируя в нанопроекты, обычно предпочитают выставлять свою команду управленцев – либо предлагая кого-то из собственных кадров, либо нанимая специалистов на открытом рынке труда.
Важно понимать, что коммерциализация нанотехнологий – это не вопрос наличия ученых и денег на их работу, а вопрос наличия менеджерских команд, бизнесменов, которые смогли бы эти продукты успешно вывести на рынок. Кроме того, есть и другие проблемы, которые тормозят коммерциализацию нано. Например, высокая стоимость таких разработок (от 3–4 млн долларов). Стоимость разработок зависит от высокой стоимости специализированного оборудования. Из-за высокой стоимости нанопроектов круг инвесторов представляется, к сожалению, небольшим – только государство и крупные инвестиционные компании. Отсюда появляется следующий барьер коммерциализации нано. Поскольку у частных инвесторов отсутствуют достаточные знания о нано, то они хотели бы привлекать в эти проекты соинвесторов или надежных партнеров с такими знаниями и бизнес-опытом для снижения рисков инвестиций. Но таких партнеров на рынке пока найти трудно.
Кроме того, важной проблемой на пути коммерциализации нанотехнологий является отсутствие единого языка, взаимопонимания разработчика и инвестора. Часто бывает, что разработчик не может доступно донести до инвестора суть своей разработки. При этом ученый считает, что если он придумал что-то интересное, то инвесторы просто обязаны встать в очередь, чтобы теперь дать ему свои деньги на коммерциализацию. Инвестор же оценивает в первую очередь не уникальность разработки, а перспективы создания на ее базе устойчивого прибыльного бизнеса, что совсем не одно и то же. Такую позицию, в свою очередь, сложно понять автору разработки.
Другая проблема для инвестора – длительные сроки нанопроектов (от трех лет), делающие эти проекты более сложными и менее интересными для инвестиций. Поскольку наноразработками занимается много различных институтов и ФГУПов, то здесь можно выделить еще один барьер для коммерциализации – это сложность согласований организационных схем реализации проектов у чиновников из профильных ведомств и Росимущества.
В итоге вы видим, что проблем на этапе коммерциализации нанотехнологий очень много.
Теперь остановимся на теме, что хочет видеть в наноразработке инвестор, от чего он отталкивается, принимая решения об инвестициях. Частная инвестиционная компания не ставит себе целей развивать индустрию нанов России, это скорее забота для нашего правительства. Инвестор рассматривает отдельные коммерчески выгодные проекты. И если он находит взаимный интерес с авторами разработки, то обсуждаются условия инвестиций. Инвесторы оценивают вложения в нанотехнологии как особо рисковые. Вкладывая деньги в нанотехнологии, частный инвестор их вкладывает не в общие разработки, а в конкретные наноизобретения высокой степени готовности, как правило, уже прошедшие стадию научной разработки и имеющие опытный образец (прототип). Чем большую стадию развития имеет проект, тем больше у него шансов на получение инвестиций. Инвестирование в проекты ранней стадии развития представляется слишком рискованным для многих инвесторов. При этом даже разработки высокой степени готовности могут иметь самое различное применение в жизни. Поэтому инвестор вначале оценит все рынки сбыта разработки и определит наиболее интересные (коммерчески выгодные) из них. И только определившись во всех перспективах разработки, он решит, может ли идти разговор об инвестициях.
Инвестируя в нанопроект, инвестор финансирует прохождение проектом следующих стадий его развития – создание промышленного образца, серийное производство, вывод нового продукта на рынок. При этом, принимая решение об инвестициях, инвестор особо пристально смотрит на такие параметры проекта как:
- Качество команды управления, профессионализм управленцев (один из важнейших параметров, ведь «кадры решают все» и судьбу проекта в первую очередь);
- Размер рынка проекта;
- Потенциал роста проекта;
- Уникальность позиций проекта, производимого продукта;
- Возврат инвестиций.
Важно, чтобы в процессе переговоров инвестора и авторов разработки возникло доверие друг к другу. При этом каждая сторона должна четко осознавать свою роль в совместном проекте по коммерциализации и нести полную ответственность за ее выполнение. Приступая к коммерциализации, инвестор и разработчик в процессе переговоров должны прийти к единому мнению в вопросах: состав команды управленцев проекта, будущий рынок сбыта нового продукта, участие в капитале и распределении прибыли, возможные варианты выхода инвестора из проекта и многое другое. Важно понять, что именно в конкретной наноразработке может быть коммерциализировано, в какой форме это будет сделано, какое участие в коммерциализации будут принимать авторы разработки, кто станет клиентом готового продукта коммерциализации (кто его может купить) и т.д. Начиная общение с командой разработчиков, инвестор хочет видеть краткое и внятное описание проекта. Если проект интересен, то потребуется уже основательный бизнес-план. Бизнес-план – это документ, разрабатываемый не только для инвестора (чтобы убедить его принять участие в предлагаемом проекте), но и для комплексного анализа предполагаемого бизнеса. Бизнес-план выступает основным документом, представляемым инвестору и создающим основное впечатление о заявителе (команде разработчиков).
Бизнес-план проекта обычно состоит из следующих разделов:
- Описание управленческой команды проекта (или предприятия его реализующего);
- Организационный план;
- Производственный план;
- План маркетинга;
- Имеющаяся проблема, и как эта проблема решается разработкой;
- Описание существа проекта (суть изобретения), его технической части;
- Рыночные возможности продукта проекта (описание рынка должно быть максимально доказательственным, а не прогнозно-декларативным);
- Календарный план выполнения проекта;
- Финансовый анализ проекта (необходимые инвестиции, прогноз доходной части проекта, срок окупаемости, рентабельность капитала, поток денежных средств и пр.);
- Патентно-лицензионная защита;
- Бизнес-модель проекта;
- Анализ рисков проекта и план реагирования на них.
Как мы видим, поиск инвестиций для коммерциализации нанотехнологий – не такое уж сложное занятие. Ученым, кроме понимания того, что хочет инвестор и что он может дать проекту, предстоит быть готовыми к переговорам и поиску оптимального и единственно верного решения о коммерциализации со специалистами инвестиционной компании.
В заключение хочется пожелать российским ученым побольше интересных наноразработок, а инвесторам удачных инвестиций в них!
Аверков Алексей
Руководитель инвестиционных проектов Департамента управления инвестициями Инвестиционного холдинга “ФИНАМ”
Контактная информация:
101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 26,
тел.: +7 (495) 796–93–88
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев