Идеальная модель инновационной системы

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

«Нельзя полностью копировать международный опыт. В то же время исследование показало, что успешные инновационные системы имеют нечто общее в своей организационной структуре – несколько обязательных уровней принятие решений и управления», – сообщил, комментируя итоги исследования ОПОРЫ РОССИИ «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России», президент организации Сергей Борисов.

Рейтинг конкурентоспособности национальных инновационных систем

ОПОРА построила собственный рейтинг конкурентоспособности национальных инновационных систем, сообщил президент организации Сергей Борисов, представляя 23 марта на Форуме ОПОРЫ РОССИИ итоги исследования «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России».

По итогам анализа международного опыта, в том числе посредством общения с экспертами разных стран, ОПОРОЙ были выделены 83 показателя, по которым оценивают развитие инновационной системы.

В Индексе конкурентоспособности национальных инновационных систем из 50 стран, чьи экономические системы в большей или меньшей степени соответствуют критериям, Россия заняла 38 место, уступая, по словам С. Борисова, «не только «соседям» по БРИК – Китаю, Индии и Бразилии, но даже Турции и Таиланду».

Самое удручающее, по словам президента ОПОРЫ, – в том, что «Россия – едва ли не единственная страна, в которой за последние 10 лет инновационная система не только не развивалась, а фактически деградировала».

«Однако задача рейтинга состояла не в том, чтобы продемонстрировать всю плачевность ситуации. Работа с рейтингом позволила нам найти те слагаемые, которые определяют выход из сложившейся ситуации и, в конечном итоге, – успех инновационной политики», – отметил докладчик. В итоге ОПОРОЙ были выделены шесть слагаемых конкурентоспособности инновационных систем.

В рамках исследования авторами были опрошены ключевые группы участников инновационного процесса в России. Респондентами выступили ведущие российские учёные, руководители малых и средних инновационных российских компаний, а также средних и крупных российских компаний. Также были учтены результаты опросов населения России и российских учёных, которые уехали работать за рубеж.

В рамках анализа первой группы факторов «Образование и таланты», занимающей в системе долю в 25%, выяснилось, что по уровню затрат на образование в системе госрасходов Россия находится на уровне Чили, Турции, Южной Кореи, Индии, значительно уступая лидерам – Израилю, Финляндии, США. Отсюда – соответствующий уровень знаний россиян. А также устойчивый дефицит кадров. Треть опрошенных учёных испытывают нехватку сотрудников. Еще проблемы: молодежь не идет в науку, а также наблюдается активный отток российских ученых за рубеж.

При этом ученые крайне негативно оценивают систему финансирования научной деятельности, отмечают низкую компетентность конкурсных комиссий

Что касается результатов анализа факторов, связанных с коммерциализацией в России (доля в инновационной системе – 10%), в ходе исследования выяснилось, что только четверть опрошенных учёных пытались коммерциализовать результаты интеллектуальной деятельности, а результата достигли только 4%.

При этом коммерциализация, как правило, осуществляется за собственные средства или средства знакомых, а привлечение финансирования остается серьезной проблемой не только для инновационного малого бизнеса, но и для всего малого и среднего бизнеса, особенно на стадии старта.

Также бизнес испытывает острый дефицит инфраструктуры, но для инновационных малых компаний – это ещё более серьезный барьер: не хватает центров передачи технологий, бизнес-инкубаторов, научных парков.

Спрос, на долю которого приходится 15%, складывается из готовности экономики и, в первую очередь, крупных и средних компаний покупать и заказывать инновационные продукты и решения, спроса населения и потребностей государства.

Очень показательно, как «в ответ» на запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли США создали Агентство по перспективным оборонным разработкам (DARPA) для обеспечения лидерства США в сфере научных разработок», – напомнил Сергей Борисов.

Между тем, по его словам, в России нормы закона о госзакупках не распространяются на сферу обороны и безопасности. В итоге – значительное пространство для злоупотреблений с поставками стандартной дешевой продукции по завышенным ценам.

В рамках четвертой группы факторов – Инфраструктура и кластеры (20%) – 60% опрошенных отметили проблемы с доступностью инфраструктурных объектов – как помещений, так и специализированных услуг (маркетинг, бизнес-услуги). Есть проблемы в сфере защиты и охраны интеллектуальной собственности, 2/3 малых инновационных компаний – респондентов указали на непроработанность законодательства в этой сфере. По-прежнему сохраняются проблемы с системой регулирования экспорта высокотехнологичной продукции, а также с патентованием и внедрением международных стандартов качества.

Оценка инновационного потенциала компаний, на долю которого отводится 20% инновационной системы, показала, что доля затрат компаний на НИОКР в ВВП в России в 2007 году составила 0,72%. «Это больше, чем в Украине и Беларуси, в Турции, Чили или Бразилии, однако это почти в 1,5 раза меньше, чем в Китае», – уточнил президент ОПОРЫ. А по уровню способности к заимствованию и адаптации технологий, по данным Всемирного экономического форума, в этом российские компании серьезно отстают даже от Казахстана и Украины.

Наконец, анализ группы факторов «Институты и эффективность государственного управления», «отвечающих» за 10% инновационной системы, продемонстрировал низкую оценку малого инновационного бизнеса эффективности госполитики в области науки, технологий и инноваций. Как показали результаты инновационного исследования ОПОРЫ, улучшений в этой сфере бизнес ожидает, в первую очередь, в техническом регулировании, инфраструктуре, усилении защиты интеллектуальной собственности, повышении эффективности системы государственных закупок, а также в увеличении финансирования НИОКР.


По словам главы ОПОРЫ, в разное время и в разных странах были созданы успешные институты, которые эффективно работали и в дальнейшем были скопированы другими странами.

Мы проанализировали мировые тренды и выбрали лучшие инструменты и институты на наш взгляд. Из этих предпосылок была составлена некая «идеальная модель» инновационной системы», – сообщил С. Борисов.

По словам президента ОПОРЫ, такая модель включает в себя три уровня.

«Верхний позволяет согласовывать направления государственной политики и контролировать их. Его ключевая задача – формирование чёткого плана действий (стратегии) с обязательным мониторингом его реализации и определением приоритетов в работе всех структур в этой сфере», – отметил президент ОПОРЫ. В то же время, уточнил он, речь не идет о создании «суперведомства», которое решало бы все вопросы инновационной политики: «нет ни одного примера успешно работающего «министерства инноваций».

Второй уровень включает в себя несколько сегментов. Среди его задач – финансирование новых научных знаний, увеличение финансирования посевных и старт-ап инструментов, а также количества инфраструктурных объектов коммерциализации. Необходимо формирование технологической политики. И главное – одинаковые прогрессивные условия, способствующие развитию инновационных компаний, подчеркнул С. Борисов.

Если мы реализуем этот первый, только что озвученный сценарий – то национальная инновационная система России станет самой современной в мире», – считает президент ОПОРЫ. Однако, по его словам, в этой модели должен быть третий уровень – участие регионов.

Альтернативными сценариями такой «идеальной модели» инновационной системы России, по словам С. Борисова, являются альтернативные сценарии, обозначенные как «Сочетание старого и нового» и «Улучшение существующей системы».

При желании можно придумать и другие варианты, отметил президент ОПОРЫ, но речь – о главном: «От популистских идей о развитии инноваций необходимо перейти к действиям. При этом, не забывая о решении общих предпринимательских проблем – налоговое администрирование, сертификация, техрегулирование, лицензирование и т.д., напомнил глава ОПОРЫ РОССИИ».

Завершая доклад, Сергей Борисов призвал не сетовать на несовершенства существующей в России инновационной системы, а сосредоточиться на выработке четких и понятных рекомендаций, как быстро преодолеть те или иные барьеры, решить те или иные проблемы, как выстраивать стратегию развития инноваций и малого инновационного бизнеса.

Надеюсь, после нашего обсуждения ни у кого не останется ощущения, что инновации – дело темное, не стоит и соваться. Стоит и как можно скорее, потому что Будущее начинается Сегодня», – подытожил глава ОПОРЫ, открывая работу Форума «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России».

Карпенко Алексей по материалам ОПОРЫ России

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.4 (5 votes)