Риски модернизации в России
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
В настоящее время в России как никогда остро стоит проблема модернизации экономики. Запущенные правительством программы пока не показали должного эффекта, и модернизация экономики России характеризуется наличием следующих основных рисков (см. Рис. 1):
- Природные риски
- Геополитические и военные риски
- Геоэкономические риски
- Макроэкономические риски
- Маркетинговые риски
- Инжиниринговые риски
- Финансовые риски
- Промышленные риски
- Риски человеческого ресурса
- Риск целеполагания
Природные риски
Есть сказка про трёх поросят. Как один из них построил соломенный домик, ровно в меру насущной необходимости; другой – деревянный, памятуя о зиме; а третий – каменный, защищаясь не только от дождя и холода, но и волка.
Слабая экономика, при ударе стихии, наносит своей нации невосполнимые человеческие потери. Средняя экономика, при ударе стихии, сохраняет людей, но сильно отскакивает назад по уровню их жизни. И только сильная экономика способна и к сохранению людей, и к быстрому восстановлению.
Мы вступили в период климатических изменений. Каковы они неизвестно. Хоть будет жарко, хоть будет холодно для национального самосохранения и развития потребуется энергия. Чем большим национальным коэффициентом энергетической «избыточности» мы будем обладать, тем ниже наши национальные риски перед лицом природной непредсказуемости.
Геополитические и военные риски
Ни с Запада, ни с Юга Россия не испытывает демографического давления. Но с Востока это давление очень велико. Это единственно реальная геополитическая проблема России на обозримое будущее. Главным военным риском России является её индустриальное отставание и от Запада и от Востока.
Рис.2. Геополитические и военные риски
Геоэкономические риски
Чтобы поддержать свою промышленность ведущие государства вводят протекционистские меры и поддерживают девальвацию своих валют. Это, с одной стороны, защищает внутренний рынок, с другой увеличивает экспортную конкурентоспособность экономики. Но поскольку, в условиях глобальной рецессии, эту политику проводят все ведущие государства мира, то это приводит только к подхлёстыванию глобальной инфляции. Деньги всё больше и больше покидают сжимающийся сектор реальной экономики и перемещаются в область фондовых и финансовых спекуляций. Мировая финансовая система становится всё более нестабильной и неоднородной.
Россия, опираясь на развитие собственной промышленности и на пополнение золотых запасов, может устойчиво снижать геоэкономические риски.
Макроэкономические риски
Рис.3. Оборот всех видов ресурсов
Земля, вода, недра являются источником ресурсов, опираясь на которые человеческий капитал и наука формируют экономическую систему государства. Эта система пронизана инфраструктурой, которая обеспечивает оборот всех видов ресурсов, их преобразование в промышленной и сельскохозяйственной индустрии.
Человеческий капитал приводит в движение всю экономическую систему. Именно он побуждает индустрию к производству товаров конечного потребления (business to person: b2p), те в свою очередь требуют развития машин, для них нужны материалы и комплектующие, а последним необходимо сырьё. Все звенья цепочки нуждаются в машинах, энергии и науке.
Именно Наука является главным источником, обеспечивающим рост человеческого капитала. При этом Наука критически зависит от человеческого капитала. Заказчиком Науки является Бизнес и Государство. Но если Государство концентрирует своё внимание только на одной отрасли, например на сырье, то цепочка заказчиков Науки сворачивается до одной сырьевой отрасли. Обмеление Науки приводит к прогрессирующему сокращению размера человеческого капитала, что в свою очередь приводит к отставанию и сырьевой отрасли. Экономическая система по спирали идёт к саморазрушению.
Рис.4. Звенья цепочки экономической системы
Непризнание этих фактов, действия Российского Государства по «простой» сиюминутной спекулятивной коммерческой целесообразности привело нас к неустойчивой структуре экономики:
Объём товаров конечного потребления, который выпускает экономическая система, зависит от уровня конкурентоспособности и интегральной потребительской ценности этих товаров, а так же от качественного уровня потребителей, то есть от качества человеческого капитала. Чем выше качество человеческого капитала, тем больше он и создаёт и потребляет, причём не столько количественно, сколько качественно.
Как только Российское Государство обозначит своей главной задачей не ВВП, а увеличение человеческого капитала, макроэкономические искажения начнут выправляться, а макроэкономические риски снижаться.
Индустрия потребляет все виды ресурсов и является базисным работодателем и источником доходов частных лиц. Услуги и товары для бизнеса (далее b2b), а так же для частных лиц строятся вокруг прибыли корпораций и доходов частных лиц. Индустрия порождает экспорт и импорт.
Рис.5. Макроэкономические искажения
Все вышеуказанные компоненты дают налоговые поступления и сборы, которые обеспечивают деятельность государства (которая, в свою очередь, создаёт рабочие места) и выполнение им социальной функции (пенсионное обеспечение, гарантированные медицинские и образовательные услуги). Всё «бесплатное», на самом деле, по своей экономической сущности, является доходами частных лиц.
Рис.6. Взаимосвязь компонентов экономической системы
Если поступлений у Государства больше, чем затрат, то оно может сохранять свой доход в Госрезервах или инвестировать его в науку, человеческий капитал, инфраструктуру, промышленность. Если доходов у Государства меньше, чем расходов, то оно вынуждено занимать денег.
Прибыль и займы корпораций дают возможность выплачивать дивиденды акционерам, а так же они могут направляется на инвестиции. Ясно, что дивиденды – это доходы частных лиц. Чем больше у корпорации прибыль, тем больше она может привлечь займов для своего развития.
Рис.7. Распределение прибыли
Мы, получив свой частный доход, можем направить его на отечественные и импортные товары и услуги конечного потребления или на частные инвестиции. Причём мы можем инвестировать, как в корпорации, получающие прибыль и выплачивающие налоги в России (резиденты), так и в те, что зарабатывают и платят налоги за рубежом (нерезиденты).
Экономическая суверенная система подобна бассейну с трубами, по которым вода втекает и вытекает. Соотношение этих расходов определяет – наполняется или опорожняется бассейн, суверенная система растёт или истощается.
Рис.8. Структура конечного потребления
Чем больше товаров для конечного потребления предоставляет экономическая система, чем в меньшей доле их импорта она нуждается, тем быстрее идёт её наполнение.
Мы можем иметь сколько угодно золота и нефти, но если мы ничего более не производим, если у нас более нечего купить, то наш рубль никому не нужен. Де факто он будет лишь внутренней учётной квитанцией, а деньгами, т.е. всеобщим эквивалентом стоимости будут доллары, евро или юани. Собственно к этому состоянию мы и движемся сегодня. Помните истерику, которая случилась с президентом Белоруссии, когда ему предложили кредит в рублях?
Потребление двигает вперёд экономическую систему. Источниками, обеспечивающими потребление, являются доходы и займы. Но если темп роста совокупного займа опережает темп роста совокупного дохода, то деньги начинают обесцениваться.
Рис.9. Причины инфляции
Таким образом, все основные элементы экономической системы представлены и мы можем посмотреть на неё целиком. Зелёным цветом выделены базисные источники богатства суверенной экономической системы, жёлтым – зона «заморозки» её богатств, а красным – зона безвозвратных потерь.
Рис.10. Взаимодействие основных элементов экономической системы
Экономическая система, для обеспечения своего развития должна:
- Ориентироваться на увеличение человеческого капитала и на эффективное мультипликативное освоение природных ресурсов.
- Мотивировать потребление национального продукта.
- Способствовать росту доходов работников и работодателей – резидентов.
- Препятствовать тому, что бы темп роста долга предприятий опережал темп роста их рентабельности.
- Притормаживать импорт потребительских товаров и услуг.
- Препятствовать инвестициям в нерезидентов.
- Прогрессивно изымать прибыль банков, полученную от спекулятивной деятельности и, напротив, существенно освобождать от налогового бремени доходы банков по кредитованию реального сектора и граждан.
Чтобы эффективно пополнять «полки» предлагается предоставить полные налоговые каникулы (на 5 лет) предприятиям, создающим импортозамещающие производства потребительских товаров, материалов и комплектующих к ним.
Предлагается средства, направляемые предприятиями на закупку оборудования, произведённого российскими налоговыми резидентами, включать в состав себестоимости через ускоренную амортизацию. Причём период амортизации от одного до 10 лет предприятия должны определять сами, по каждому объекту инвестиций.
По тем же причинам и обоснованиям предлагается существенно увеличить ставку налога на имущество российских налоговых нерезидентов; существенно увеличить налог на покупку и владение ценными бумагами российских налоговых нерезидентов; ввести налог на депозиты в банках – налоговых нерезидентах.
Маркетинговые риски
Наш бизнес, наша промышленность, наши банки, наше Государство, по большому счёту, так и не научились работать на рынке. Все хотят 100% гарантий. Но экономика – это процессы, основанные на неопределённости и риске при принятии решений.
Зайдёшь в гипермаркет и «куда ни кинь, везде клин». Например: Италия – ведущий мировой поставщик биметаллических батарей, хотя сама их не употребляет, вообще. А Россия, являясь, практически, единственным потребителем этой продукции, не производит их у себя.
Пока, даже нет нужды говорить о сложных вещах. Давайте начнём с простых. Уважаемое Государство, дайте, пожалуйста, бизнесу сигнал, на импортозамещение, в первую очередь, всего того, для чего российский рынок достаточен. Речь идёт не только о вербальных сигналах высших должностных лиц, но и о комплексе законодательных и директивных решений. Медийное сообщество поможет и с номенклатурой (зайдите в любой гипермаркет) и с освещением проблем, которые надо будет решить, чтобы процесс пошёл.
Инжиниринговые риски
Нельзя не обратить внимание на недопустимо слабое присутствие во власти представителей промышленного сектора и технократов. Это, на мой взгляд, является существенным ограничителем модернизации в России.
Повсеместно, в России, идёт дискуссия «промышленной» и «финансистской» партий. Непонимание ими друг друга является одной из главнейших причин существующей контринновационности российской экономики. По моему мнению, в основе борьбы не политика, а методический конфликт: Инновации становятся всё дороже, требуют для своего покрытия всё больших объёмов продаж и масштабов рынка, вплоть до глобальных. Соответственно, они становятся всё более неопределёнными в рамках устоявшихся финансовых методик (NPV, IRR, FCF). Чем выше неопределённость, тем выше риски, тем выше ставка дисконтирования, тем ниже окупаемость бизнес – плана. Соответственно, инвестиции тотально «зарубаются», промышленность хиреет, экономические показатели падают, взаимное раздражение «промышленной» и «финансистской» партий нарастает.
Существующие финансовые методики обладают достоверностью на глубину планирования не более 3х лет, но жизненный цикл ядерного реактора, корабля, модели самолёта превышает 50 лет. И что … не строить реакторов, кораблей, самолётов? Любой инфраструктурный объект имеет жизненный цикл более 100 лет. Не создавать инфраструктуру? Не кажется ли Вам, что за финансовыми таблицами и БДДСами (бюджет движения денежных средств) утерян смысл инновационной экономики.
Термин -ИННОВАЦИИ- широко дискутируется последнее время и стал политически значимым. Но он не определён: сколько людей – столько трактовок термина.
По моему мнению, Инновация – масштабное действие, опирающееся на научные знания; обеспечивающее общественное расширение эффективного применения этих знаний; обеспечивающее долгосрочный мультипликативный эффект, ведущий к увеличению размера человеческого капитала суверенной экономической системы.
Инновационная модернизация России невозможна без прекращения войны «промышленной» и «финансистской» партий. По моему мнению, есть два инструмента, которые методически «примиряют» их и обеспечивают синергию в их работе. При этом кардинально снижаются риски инжиниринговой отсталости: это система Lean Manufacturing – в организации производства и система Stage Gate – в управлении сложными программами и проектами.
Обязательным условием достижения инжинирингового успеха является кластерная методология инвестирования: одно место; одни люди; одна ответственность; признание того, что неудача – один из неизбежных результатов инновационной деятельности; целевое финансирование до достижения целевого результата.
Финансовые риски
В силу ментального, духовного и конфессиального различия ни ЕС, ни Азия не могут и не хотят принять Россию в свои ряды. Им нужны только наши ресурсы и наш рынок. Да и Россия хочет ли стать чьим-то придатком? Срединная Роль России между ЕС и Азией, между ЕС и Америкой, возможность организовать дешёвую и безопасную сухопутную логистику, наличие глобально значимых энергетических, сельскохозяйственных и водных ресурсов, всё это обязывает Российскую элиту вернуться к идее возвращения экономического и научно-технического лидерства России. Это потребует решения несколько крупных внутренних и внешних задач:
- Необходимо решить проблему регионального развития. Не должно быть дотируемых регионов.
- Необходимо инфраструктурное развитие страны (дороги, энергетика, связь), которое обеспечит потребность, вызванную десятикратным, и более, ростом общественной производительности труда.
- Необходимо вывести российские науку, образование и промышленность на тренд перманентного глобального инновационного лидерства.
- Необходимо создать глобально значимые хранилища нефти и газа, что бы оторваться от зависимости от арабо-американских ценовых «качелей» и играть на углеводородном рынке самостоятельно. Необходимо последовательно создавать международный газовый картель. Необходимо последовательно переходить от экспорта углеводородов к экспорту электричества.
- Необходимо переходить от экспорта продукции металлургической промышленности к экспорту машиностроения, от экспорта фуражного зерна к экспорту переработанного и упакованного продовольствия, от экспорта круглого леса к экспорту мебели. От экспорта товаров к экспорту знаний.
- Необходимо обеспечить существенное опережение роста общественной производительности труда над ростом потребления.
- Необходимо мотивировать россиян на столь масштабные преобразования реальным ежегодным ростом уровня жизни, совокупно не менее 5 раз до 2030г.
Сколько же потребуется денег на модернизацию России в заявленных требованиях?
Развитие сети автомобильных дорог требует не менее 500 тыс. км, что, при стоимости ~ 30 млн.р./км потребует 15 трлн. р. Развитие национального автодорожного и тракторного машиностроения, необходимого для реализации этой программы потребует ~ 0,3 трлн. р.
Развитие железнодорожной инфраструктуры требует не менее 50 тыс. км, что, при стоимости ~ 150 млн.р./км потребует 7,5 трлн. р. Развитие национального железнодорожного машиностроения, необходимого для реализации этой программы потребует ~ 0,1 трлн. р.
Развитие речной транспортной сети России (Волгодонской бассейн, Обский, Енисейский и Ленский бассейны) потребует 1,5 трлн. р. Развитие национального речного судостроения, необходимого для реализации этой программы потребует ~ 0,06 трлн. р.
Развитие океанской и морской инфраструктуры потребует развития портовой инфраструктуры, что потребует примерно 5 трлн. рублей с учётом работ на (Северном Морском Пути). Развитие российского судостроения потребует ~ 0,3 трлн. р. и само восстановление флотов потребует ~ 1 трлн. р.
Развитие энергетической системы России потребует строительства или модернизации 100 ГВт мощностей, что при стоимости 30 млрд.р./ГВт потребует 3 трлн.р. Развитие национального энергомашиностроения потребует ~ 0,03 трлн. р.
Развитие электрических сетей потребует не менее 100 тыс. км, что, при стоимости ~ 30 млн.р./км потребует 3 трлн. р. Развитие национального электросетевого машиностроения для реализации этой программы потребует ~ 0,03 трлн. р.
Развитие добычи углеводородов, трубопроводной инфраструктуры и хранилищ потребует 4 трлн.р. и 0,02 трлн.р. на развитие нефтегазового машиностроения.
Создание современной коммуникационной сети и тотальной компьютеризации экономической и общественной жизни потребует затрат 1 млн.р на каждого из 142 млн. жителей России, что составит 142 трлн. р. Развитие национальной электронной промышленности потребует ~ 10 трлн. р.
Развитие авиационной промышленности потребует ~ 1,5 трлн. р.
Цена модернизации России составляет ~ 200 трлн. руб. в том числе самая дорогая часть модернизации – информационная ~ 150 трлн. руб.
Эти деньги нам необходимо инвестировать в течении 20 лет, что бы к 2030 г. увеличить уровень жизни не менее 5 раз, а ВВП не менее 10 раз. Годовой объём инвестиций в реальный сектор, который сегодня необходим России составляет примерно 10 трлн. р./год. ВВП Российской Федерации составляет ~ 60 трлн.р. Япония уже несколько десятилетий живёт с дефицитом госбюджета 200% ВВП. Россия, исходя из этого, может позволить себе инвестировать в свою модернизацию 120 трлн. р. Это сопоставимо со стоимостью модернизации России. «Недостающие» 80 трлн. руб. могут быть привлечены с внешних рынков. Более того, деньги будут рваться в Россию для участия в этих программах. Придётся решать задачу недопущения роста фондовых пузырей.
Что останавливает Государство? Страх инфляции? Но природа инфляции зависит не от объёма дефицита государственного бюджета, а от того, что темп роста совокупного займа опережает темп роста совокупного дохода. Именно тогда деньги начинают обесцениваться.
Модернизация России не ограничена финансами!
Вот идёте Вы по лесу, валяется хворост. Это природное сырьё. Вы его собрали в охапку и принесли в деревню – это уже растопочный материал, т.е. появилась стоимость (полезность). За неё вам заплатили 10 руб. Все люди, опираясь на природные ресурсы, создают друг для друга какую-то пользу, т.е стоимость. Деньги – это всеобщий эквивалент стоимости (полезности). Сами по себе никакой стоимостью они не являются.
Чем больше пользы создаёт некая экономическая система, тем больше денег должно её отражать. Если, опираясь на свои природные ресурсы и труд своих граждан, Государство проводит Проекты, создающие стоимость, то оно, соответственно, должно, на объём приращённой стоимости, увеличить денежную массу. Причём стоимость, в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, появляется пропорционально реализации Проекта, а не при полной его готовности.
Реализовывая проекты на новой организационной и технологической основе, то есть, как минимум, с десятикратным эффектом роста общественной производительности труда, Государство решает задачу опережающего роста доходов над расходами, т.е. задачу накопления, т.е. задачу снижения инфляции до минимума близкого к нулю.
Промышленные риски
Промышленная политика России должна быть! Её отсутствие и есть главный риск.
Она должна проистекать из Социально-экономической политики, из Оборонной политики, из Региональной политики, которые гармонизированы между собою. Все они, в свою очередь опираются на геополитическую задачу, которую поставила перед собою Россия.
Рис.11. Единая промышленная политика
Если кому-то по идеологическим соображениям не нравится термин «Госплан», то найдите другое слово. Но отсутствие единого, координирующего планы и стратегии, органа усложняет задачу модернизации России. Как работать с 200 региональными и отраслевыми стратегиями?
Привожу три актуальных цитаты:
Пол Э. Самуэльсон – лауреат нобелевской премии по экономике:
Рынки не следует отождествлять с нерегулируемым капитализмом, который так превозносят сторонники необузданной рыночной экономики. Эти системы не способны регулировать сами себя ни в микро-, ни в макроэкономическом плане. Всюду, где предпринимались попытки такой саморегуляции, в итоге возникали недопустимые диспропорции. Государственные предписания должны разумно регулировать предпринимательскую деятельность и ставить себе целью стабилизацию экономики в целом
Н. Саркози – Президент Французской Республики (г. Тулон 25.09.08г.):
… кризис, который мы переживаем сегодня – это не кризис капитализма. …Капитализм – это не верховенство, отданное спекулянту. Это верховенство, отданное предпринимателю, капитализм – это вознаграждение за труд, усилия и инициативу. Рыночная экономика – это регулируемый рынок, рынок, работающий на пользу развития, общества, всех. Нам необходимо найти новый баланс между Государством и рынком.
Бесконечный спор, который до настоящего времени ведется экономистами двух противоположных направлений, т.е. сторонниками свободы и государственного вмешательства, никогда не будет разрешен, пока вопрос будет ставиться черезчур абсолютно, абстрактно и вне связи с исторически сложившимися формами государственного общежития. Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, Спб., 1893 г., т. 17, стр. 395.
Риски человеческого ресурса
Россия пропустила уже три 10-летних технологических цикла.
В результате проведение модернизации любого (!!!) объекта экономики приводит сегодня, как минимум (!!!), к 10-кратному росту производительности труда и 5-х кратному сокращению накладных расходов.
Такой рост производительности приводит к залповому высвобождению трудового ресурса. Работники предприятий, понимая неизбежность сокращений, последующих за модернизацией, активно сопротивляются будущим сокращениям через тотальный саботаж модернизации. Региональные власти, не имея возможности быстро реагировать на массовое высвобождение труда, так же препятствуют модернизации во имя сохранения рабочих мест.
Залповое высвобождение трудового ресурса нельзя ассимилировать иным способом кроме как разворачиванием в стране масштабного инфраструктурного строительства, которое, в том числе, создаст значимую массу рабочих мест. Об этом, например, писалось:
- Роль и возможности машиностроительного потенциала в выводе России из состояния рецессии;
- Деньги для модернизации.
Вторым фактором создания рабочих мест является возвращение государственной политики России на путь научно-технической индустриальной полнофункциональной экономики.
С третьей стороны – залповое высвобождение рабочей силы при модернизации мог бы трудоустроить малый и средний бизнес. Развитие малого и среднего бизнеса существенным образом зависит от развития крупной промышленности и позиции местных властей.
Для достижения этого результата предлагается все налоги и поступления от малого бизнеса, на 100% оставить в распоряжении местных властей. Это обеспечит поддержку росту рабочих мест, политически и финансово разрядит проблему консервации отсталости.
Преодоление самоконсервирующейся отсталости является фактором, определяющим случится ли вообще модернизация, или это будет очередная «продовольственная» или «жилищная» программа «строительства коммунизма».
Такое преодоление требует только одного: жёсткой всеобъемлющей государственной нацеленности на эффективность и жёсткого всеобъемлющего спроса за неё.
Риск целеполагания
Россия – страна с большой, богатой ресурсами, но не освоенной территорией; страна с относительно небольшим, по отношению к территории, человеческим ресурсом, который, пока, не только низкопроизводителен, но и используется неэффективно. Данное положение создаёт угрозу нашей суверенности.
Целями модернизации являются:
- инфраструктурное освоение территорий и освоение ресурсов,
- чего нельзя добиться вне научно-технического индустриального развития,
- что в свою очередь невозможно без макроэкономического исправления сложившихся диспропорций и развития суверенной экономической системы,
- что невозможно без опоры на рост внутреннего продукта и его потребления,
- что невозможно в принципе без роста количественного и качественного роста человеческого капитала.
Сказанное позволяет утверждать, что главнейшей задачей суверенного государства является человеческий капитал, пользующийся национальным языком и национальной валютой. А главнейшей экономической задачей является увеличение человеческого капитала.
Человеческий капитал суверенной экономической системы зависит:
- Прямо пропорционально от численности населения говорящего на государственном языке,
- прямо пропорционально от длительности трудоспособного возраста,
- прямо пропорционально от уровня безработицы,
- прямо пропорционально от уровня трудоспособности (здоровья),
- прямо пропорционально от уровня образованности и образовательной мобильности,
- прямо пропорционально от квалификационной и географической мобильности,
- в квадратичной степени от уровня вовлечённости в широкополосную интернет – сеть,
- в кубической степени от уровня коллективного применения специализированных профессиональных программ.
Объём знаний нарастает в большей прогрессии, чем темп технического прогресса. Технологические поколения меняются каждые десять лет. Каждое следующее требует всё более глубокой квалификации. От начальной подготовки в начале жизни, которой было достаточно в начале двадцатого века, мы вплотную подошли к необходимости перманентного образования на протяжении всей жизни. Пройдёт ещё немного времени и экстенсивный предел наращивания квалификации будет пройден.
Квалификация есть продукт передачи знаний и опыта. Сеть, как устройство, радикально расширяющее объём, качество и скорость контактов, является квалификационным катализатором и мультипликатором. Эффективность человека в организованной сети в квадратичной степени выше, чем вне сети. Простейший пример – покупка ЖД (или авиа) билета при поездке в кассу займёт 1 час, плюс очередь и покупка ещё час, плюс возвращение домой ещё час. Через интернет Вы затратите на покупку 10 – 15 минут времени.
Все машины – есть продолжение и развитие человеческих возможностей. Программные продукты являются машинами, развивающими и усиливающими возможности человеческого интеллекта. Владение навыками применения интеллектуальных машин, т.е. программным обеспечением увеличивают производительность труда в любой профессиональной деятельности в кубической степени. Но проявиться этот эффект может только при коллективной работе в сети и после прохождения определённого порога числа пользователей. Пять конструкторов, оснащённых современными средствами алгоритмизации, сегодня могут заменить 125 человек, работавших вчера на кульманах.
Сама по себе компьютеризация, без базовых отраслей и промышленности, без продажи товара, без наличия РАБОТЫ не создаст стоимости, но СЕТЬ является базисом для интенсивного роста общественной производительности труда…
Исходя из всего сказанного дерево целей Государства, его политика и стратегия, критерии их оценки, на мой взгляд, должны строиться от главной ЗАДАЧИ – РОСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА.
Рис.12. Взаимосвязь человеческого капитала и друких элементов экономической системы
Развитие человеческого капитала должно идти опережающими темпами. Иначе Российская экономика попадёт в ловушку «общества потребления». Рост общественной производительности труда должен опережать рост доходов корпораций и частных лиц. Иначе не достичь стабильной валюты. Рост конечного потребления не должен опережать рост доходов частных лиц. Иначе не будет расти национальная финансовая система и инновации всегда будут на «голодном пайке».
Шамрай Феликс Анатольевич, Заместитель Генерального директора, «ТехКом Инжиниринг»
- Войдите на сайт для отправки комментариев