Дмитрий Медведев о госкорпорациях, инновационном развитии и многом другом

Сегодня президент РФ Дмитрий Медведев выступил с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации.

По убеждению президента модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы – вопрос выживания нашей страны в современном мире.

Д. Медведев выразил надежду на то, «что благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности».

Президент обозначил необходимость не только наращивать добычу полезных ископаемых, но и добиваться лидерства во внедрении инноваций, как в традиционной, так и в альтернативной энергетике.

В планы развития страны входит нацеленность научно-исследовательских и производственных организаций на внедрение инновационных технологий, таких, как разработки с применением эффекта сверхпроводимости, особо актуального для наших протяжённых территорий.

В будущем именно технология сверхпроводимости кардинально изменит всю сферу производства, передачи и использования электроэнергии».

До 2014 года планируется появление реакторов нового поколения и ядерного топливо, востребованное не только отечественными, но и зарубежными производителями.

Ядерные разработки будут активно применяться и в других сферах (прежде всего, конечно, в медицине), для производства водородного топлива, а также для создания двигательной установки, способной обеспечить космические полёты даже на другие планеты».

Также планируется активно участвовать и в международном проекте использования термоядерного синтеза.

Именно за такими технологиями будущее. Находясь в «элитном клубе» стран-разработчиков ядерных технологий, мы, в кооперации с зарубежными партнёрами, откроем доступ к практически неограниченному источнику энергии».

Президент выразил убежденность в том, что «в России должен быть в полном объеме задействован потенциал суперкомпьютеров, суперкомпьютерных систем, которые объединены высокоскоростными каналами передачи данных. С их помощью уже в пятилетней перспективе станет возможным проектирование новейших самолетов и космических аппаратов, автомобилей и ядерных реакторов. Ведь сложная техника, не прошедшая суперкомпьютерного моделирования, что называется, не положенная в цифру, через несколько лет просто не будет востребована рынком. И для завоевания здесь конкурентных позиций мы обязаны настойчиво работать».

Как и обещал на встрече 10 ноября c Генеральным прокурором Юрием Чайкой и помощником Президента – начальником Контрольного управления Константином Чуйченко, Дмитрий Медведев выразил свое видение по поводу госкорпораций. Такую организационную форму президент считает «в современных условиях в целом бесперспективной».

Корпорации, которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам».

Президент считает нужным «провести независимый аудит корпораций, а также крупных компаний с госучастием, внедрить в каждый из них современные модели управления, а оплату труда руководства этих компаний прямо увязать с показателями снижения издержек, повышения энергоэффективности и, естественно, повышения производительности труда, результатами внедрения технологий и инноваций».

Д. Медведев предложил «создать постоянно действующий механизм поддержки талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных учёных, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок».

Следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приёма на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа. Визы им должны выдаваться быстро и на длительный срок. Мы в них заинтересованы, а не наоборот».

Президент поручил Правительству «обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе».

Институты развития должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны, предоставлять финансовое содействие инновационным предприятиям, в том числе малым инновационным предприятиям, которые создаются сегодня по известному закону при вузах и научных учреждениях, при этом разделять риски и с частными инвесторами».

Д. Медведев считает, что «не только государство, но и наши крупные компании должны участвовать в формировании предварительного заказа на результаты исследований. При этом значительную часть проектов нужно проводить через международную экспертизу и осуществлять в партнёрстве с зарубежными центрами и компаниями».

Все необходимые организационные и финансовые решения, обеспечивающие реализацию этих задач, Правительству следует принять не позднее I квартала следующего года. При этом структура государственных расходов на эти цели должна в большей степени учитывать выбранные приоритеты технологического развития.

Президент указал на то, что, «наконец, надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, где будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих учёных, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии».

Президент поручил Правительству в двухмесячный срок подготовить предложения по введению нового порядка согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов. Результатом этой работы должно стать кратное сокращение сроков начала их реализации.

Если это сделать, то по объектам, которые не относятся к категории так называемых «опасных», этот срок должен быть просто 3–4 месяца. Сегодня эти сроки составляют полтора-два года, а в крупных городах процессы согласований зачастую тянутся годами».

Д. Медведев считает, что «полномочия и ответственность за координацию этой работы целесообразно возложить на руководителей регионов. При этом должностные лица, виновные в систематических задержках в согласовании документов и взимании платежей по основаниям, которые прямо в законе не предусмотрены, должны подвергаться административным и иным взысканиям, а в необходимых случаях и увольнению с должности».

Президент указал на то, что «правительство должно в I квартале следующего года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности, в том числе, но не ограничиваясь, конечно, этим, установление пятилетнего переходного периода в отношении увеличения обязательных взносов на социальное страхование. Нужно при этом чётко определить, кому будут даны такие преференции».

Д. Медведев отметил, что «наши отношения с другими странами должны быть также нацелены на решение задач модернизации России. Мы заинтересованы в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей. Знаем, что и наши партнёры рассчитывают на сближение с Россией для реализации своих приоритетных задач».

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.7 (7 votes)


nikst аватар
  • И ведь ни полсловечка не сказал про наши любимые НАНОТЕХНОЛОГИИ!.. ;-(((
lucke аватар

МОСКВА, 12 ноя – РИА Новости. «Росатом» и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в обозримой перспективе сохранят статус госкорпораций, в отличие от «Роснано», сообщил в четверг помощник президента по экономике Аркадий Дворкович.

«Росатом и АСВ в ближайшее время не будут преобразованы», – сказал Дворкович журналистам.

В свою очередь «Роснано», напротив, может потерять статус госкорпорации уже в ближайшее время.

Говоря о перспективах акционирования «Роснано», помощник президента сказал: «Наиболее вероятно, в следующем году».

kur аватар

К своему стыду, не могу понять, в чём тут суть проблемы. Ну акционируется наша любимая ГК. И что? Что изменится то? Кто-то может пояснить? Если суть вопроса в повышении эффективности управления и прозрачности расходования средств… То это что напрямую завязано с формой собственности? И что государство перестанет быть мажоритарным акционером? Руководство под это дело поменяют? Или вообще – что случится то?

Короче, если политическая воля по развитию нанотеха в России не изменится, то как говорилось в одном стааааринном советском фильме про пацанов («Белеет парус одинокий» – по В.Катаеву): «Не танамид, а динамит! — Нехай динамит. Неважно, лишь бы стенку проломало!»

Negent аватар

А что вообще такое «госкорпорация»? Не понимаю, зачем надо было создавать нечто, чтобы потом «это» разрушать?