Прикосновение к пустоте. О реактивных ранцах и управляемых скафандрах
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Автор: Олег Сивченко. Управляемый индивидуальный полёт – дело сложное и непредсказуемое. В конце июня я публиковал материал об орнитоптерах, оказавшийся довольно успешным (+68) – и как сама работа над этим постом, так и реакция аудитории заставили меня задуматься, почему индивидуальный летательный транспорт превратился из «мейнстримовой» идеи во времена Леонардо в спортивный и экстремальный изыск в начале XXI века.
Гениальный клип группы Within Temptation, часть съёмки в котором ведётся с реального вингсьюта, снят на песню «Dangerous (Опасный) и ярчайшим образом передаёт «прикосновение к пустоте», присущее спортивному полёту.
Параллельно конструированию орнитоптеров развивается другая технологическая идея для индивидуального полета – реактивные ранцы. Славная история этих устройств неплохо разобрана на Хабре, любителям картинок и видео рекомендую посмотреть этот пост. Ниже я вкратце охарактеризую технологию реактивного ранца и расскажу о значительно более интересном изобретении, которое от него произошло – управляемом космическом скафандре.
Реактивный ранец и управляемый скафандр
Февральский пост о реактивных ранцах, на который я ссылаюсь выше, интересно описывает их как спортивную экипировку. Реактивный ранец опасен, прежде всего, для своего носителя – это не самолет, где пилот может доверить часть работы приборам, и из которого в крайнем случае можно катапультироваться или спрыгнуть с парашютом. Первая концептуальная модель реактивного ранца, по-видимому, была предложена в 1919 году Александром Фёдоровичем Андреевым, рассмотрена и далее дорабатывалась изобретателем до 1928 года, но так и осталась чертежом.
Андреев полагал, что применяться его модель должна, прежде всего, в военно-разведывательных целях: «На позиции с помощью аппарата можно делать воздушную разведку с большей безопасностью чем на аэроплане…целые воинские части будучи снабжены этими аппаратами (стоимость которых при фабричном производстве будет в несколько раз дороже винтовки) при наступлениях вообще и осаде крепостей минуя все земные препятствия могут перелететь совершенно свободно в тыл неприятеля».
Тогда проект оказался нереализуемым из-за технологических сложностей, связанных с преодолением гравитации и уязвимостью пилота. Вкратце охарактеризую их:
- Защитная экипировка пилота утяжеляет конструкцию, поэтому приходится корректировать аэродинамические свойства аппарата, что также его утяжеляет;
- Условное авиационное топливо в таком ранце взрывоопасно (тем более, если тебя прицельно обстреливают), поэтому ингредиенты для него должны находиться в баках отдельно друг от друга, вступать в химическую реакцию, и уже тогда давать тягу. Хорошим топливом, отвечающим этим требованиям, оказалась перекись водорода;
- Большой запас топлива на себе не унести. Современные реактивные ранцы могут находиться в воздухе несколько десятков минут;
- Сложно представить себе полигон (камеру, ангар), в котором начинающий пилот мог бы обучаться управлению ранцем. С одной стороны, его можно было бы зафиксировать при помощи длинных страховочных тросов, чтобы он отрабатывал движения. С другой стороны, так было бы очень сложно учесть порывы ветра и научиться маневрировать при полёте.
Впрочем, как резюмировано в вышеупомянутой хабростатье, в качестве спортивного транспорта реактивный ранец уверенно развивается. В настоящее время проходят обучение десятки пилотов, ранец в сложенном виде умещается в багажник машины, а впечатляющие облёты, например, вокруг статуи Свободы в 2015 году, привлекают к этой технике внимание публики и инвесторов. Скорость полёта на ранце также приближается к 200 км/ч.
Скафандры и капсулы
Вышеизложенные соображения подводят нас к логичной мысли, что недостатки реактивного ранца в основном сводятся к смертельной опасности для пилота (взрыв, падение, попадание в воздушные потоки) и к необходимости сохранять управляемость, в то же время преодолевая гравитацию. Но эти недостатки устраняются сами собой или становятся приемлемыми при работе на орбите и вообще при выходах в открытый космос. Таким образом, реактивные ранцы – это фабрика идей для разработки управляемых космических скафандров.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев