Религия и нанотехнологии: взаимоисключение или консолидация?

-->

В одном из последних номеров журнала Nature Nanotechnology опубликована довольно любопытная статья под названием “Бог в лаборатории” (“God in the lab”) [1].

Ее автор, Крис Туоми, сотрудник Наноцентра университета Южной Каролины, затрагивает интересную проблему, а именно, каким образом религия может повлиять на такую перспективную и интенсивно развивающуюся сейчас область науки, как нанотехнологии? Предпосылкой написания статьи стало активно обсуждаемое в американских СМИ назначение Фрэнсиса Коллинза на пост главы Национальных Институтов Здравоохранения (National Institutes of Health), основного правительственного учреждения, оказывающего организационную и финансовую поддержку научным исследованиям в области биомедицины.

Дело в том, что этот, безусловно, талантливый врач-генетик, долгое время руководивший Национальным институтом по исследованиям генома человека (National Human Genome Research Institute), является евангельским христианином. Коллинз придерживается позиции, согласно которой наука и религия ищут одну и ту же истину пусть и различными способами, и только их гармоничное сочетание откроет новые перспективы: поможет всесторонне понять Человека и законы Природы. Взгляды Коллинза не раз подвергались нападкам со стороны исследователей, приверженцев научного атеизма, по мнению которых верующие ученые отходят от таких основополагающих принципов науки, как объективное восприятие мира и непредвзятость, свобода мышления.

По результатам социологических исследований, проведенных в США в 2005 г. группой Элэйн Экланд, из 1646 ученых, работающих в области естественных наук, 48% являются верующими, а согласно результатам общего социологического опроса 2004 г. 14% населения США не имеют религиозных убеждений. Исследования “Центра Пью” (Pew Research Center) 2009 г. подтверждают полученные группой Экланд результаты: 82% населения США и 48% ученых из 2533 опрошенных респондентов религиозны. В сущности, наука едина, поэтому не стоит делить исследователей на тех, кто работает в области нанотехнологий и всех остальных. Принимая это во внимание, а также приведенные данные социологических опросов, можно сделать вывод, что почти каждый второй ученый, деятельность которого связана с “нано”, является верующим.

Необходимо отметить, что спор между религией и наукой существовал всегда, и чаще всего в центре конфликта оказывается теория эволюции (наверное, в этом вопросе стороны никогда не смогут прийти к единому мнению). Ее связь с нанотехнологиями слишком незначительна, но наверняка в скором времени проявят себя какие-то новые религиозные аспекты, способные поддержать полемику и в этой области знаний. Не составляет особого труда представить себе ситуацию, аналогичную случаю Фрэнсиса Коллинза: известный ученый с мировым именем в сфере нанотехнологий получает назначение на высокий руководящий пост, однако доподлинно известно, что человек он глубоко верующий.

Какого курса он будет придерживаться? Какую политику руководства выберет? И, самое главное, как отреагирует на это нанотехнологическое сообщество? Вопрос очень сложный. Более того, существует множество религий, практик и конфессий. Это означает, что изначально ошибочно уравнивать взгляды всех верующих представителей науки.

Конечно, следует особо подчеркнуть, что упомянутые выше социологические исследования относятся только к США, поэтому примерять их на другие страны было бы неправильно. Тем не менее, вопросы, которые поднимает Туоми в своей статье, не теряют актуальности и в значительной степени применимы и для других государств. Итак, полемика между атеизмом и религией в науке продолжается, и, маловероятно, что ее удастся избежать и на “наноуровне”.

М. Маслов

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.3 (4 votes)
Источник(и):

1. C. Toumey, Nature Nanotech. 4, 696 (2009).

2. ПерсТ: Религия и нанотехнологии взаимоисключение или консолидация?



hdk2000 аватар

Христиане – поклонники еврейских народных сказок, психология рабов. Рабы не могут создать ничего нового, тупая механическая работа. Но рабами-католиками легко управлять, знания им не нужны. Технический атеизм – вот будущее. ЗЫЖ К тому же пиндосы отказались от Дарвина и теории происхождения видов, они от «бога» произошли.